НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эпитафия кельнского мастера круга Яна Ван Утрехта из собрания Радищевского музея

c 13 сентября по 13 октября 2012Саратовская область
Кельнский мастер конца XV века,  Круг Якоба Класа Ван Утрехта   ''Коронование Марии Троицкой со   сценами явления воскресшего Христа'' Эпитафия   Дерево (липа), темпера, масло, позолота. Радищевский музей
В собрании Радищевского музея несколько редких, уникальных для российских музеев, немецких алтарных досок XV века. Расшифровка сюжета и атрибуция произведений средневекового католического искусства - всегда большая проблема для исследователя. Но самой сложной задачей, задачей со многими неизвестными, для нас оказалась резная икона, о которой речь пойдет сегодня. В музейный инвентарь она была записана как "икона неизвестного мастера 17 века". Проблема осложнялась тем, что фрагмент изображения, а также часть лепной рамы с надписью утрачены.

Сразу удалось понять лишь одно – главной частью композиции является Коронование Девы Марии Святой Троицей. В центре – Иисус Христос, благословляющий Богоматерь. Она справа, стоит перед своим сыном на коленях. Два ангела держат над головой Девы Марии корону. За спиной Христа, слева от него - группа из пяти Предстоящих. Из латинских надписей над головами трёх мы узнаем, что это предки Господа: "Иоаким, Анна, Давид". Рядом с ними – мужчина и женщина, видимо, заказчики. В верхней части композиции, на троне восседает Бог-Отец, под ним парит голубь, олицетворяющий Святого Духа. По обе стороны от Бога-отца в виде клейм изображены сцены Явления Христа Марии Магдалине и его ученику Фоме (известному нам как Фома Неверующий).

Возникает вопрос, как же связаны между собой эти сцены ? Дело в том, что "Коронование" является здесь одновременно и сценой Явления воскресшего Христа матери. Такие сюжеты обычно объединялись на праздничных - пасхальных иконах, где изображались сцены Явления воскресшего Христа разным людям. О Явлении Христа Деве Марии сообщается только в так называемой Золотой легенде (Легенда ауреа) где собраны апокрифические сведения о жизни Иисуса Христа "Утром в день Воскресения... Дева Мария в слезах молилась, чтобы ее сын пришел и утешил ее. Христос явился, облачённый в белые одежды, и она пала перед ним на колени". Надписи в произведениях средневекового искусства – ключ к пониманию смысла изображения. Но их расшифровка - на авторской лепной раме, свитке и в открытом Евангелии - для специалистов в области латинского языка оказалось невыполнимой задачей. Ведь тексты написаны на средневековой вульгаризированной латыни с апострофами, сохранилась только часть рамы, а в Евангелии видны лишь отдельные буквы и части слов. Зашли мы и в костел, но католический священник только растерянно развел руками. Стало ясно - помочь может только человек, специальностью которого является расшифровка текстов в средневековых европейских источниках. Такого специалиста удалось найти в Российской Академии Наук - историк-палеограф Владимир Николаевич Малов справился с этой задачей блестяще. Он расшифровал, что надпись раме - фрагмент стихотворного гимна в честь Марии: "..letared//Alleluia//D[omi]n[u]m quem meruisti portare// Alleluia"(... радовать|| Аллилуйя || Господа, которого ты удостоилась носить во чреве || Аллилуйя ...). Надпись на свитке также славит Деву Марию: “Salve, santa parens" (Славься, святая родительница). Сложнее всего было разобрать текст Евангелия. В раскрытой книге видны строки, в которых звучит надежда на спасение. За перевернутой левой страницей читаются буквы предыдущей страницы: "А I 1", что означает: "Apud Iohannen 1..." (от Иоанна), а "1" - первая цифра номера главы. В нашей библии это глава 17 - с молением Христа за учеников-апостолов: "o Pater // [slava hos] quid // verentur // Filiu[m] // Viri // in orbi". (Отче, спаси тех, ибо они имеют страх перед сыном человеческим здесь, на земле).

Казалось, все иконографические вопросы решены. Однако до окончательного понимания смысла изображения было еще далеко. Здесь нам на помощь пришел хранитель старой немецкой и нидерландской живописи Картинной Галереи Берлина доктор Райнольд Гроссханс. Оказалось, что наша композиция представляет собой эпитафию - моление за умерших. Главным признаком эпитафии является изображение умершего, предстоящего в молельной позе, иногда вместе с членами своей семьи, с указанием его имени и даты смерти. Часто сам умерший был заказчиком эпитафии – ведь она заказывалась еще при жизни, и впоследствии только дописывали дату кончины. Имя умершего и год смерти обозначали, как правило, на нижней части рамы, утраченной в нашей картине. Таким образом, вполне понятным стало и место заказчиков рядом с предками Христа, и текст Евангелия: "Отче, спаси тех, ибо они имеют страх перед сыном человеческим здесь, на земле".

Для эпитафии могли быть использованы различные темы - Распятие, Воскресение, Христос на троне. Иконографический тип эпитафии "Коронование Марии" встречается в городе Кельне, Земля Вестфалия, в последней четверти XV века. На этом основании наша работа тоже была отнесена Вестфальскому художнику этого времени. И последнее открытие - она была выполнена мастером, входящим в окружение известного нидерландского живописца конца XV века Якоба Клааса ван Утрехта. К счастью, одна из работ ван Утрехта, которая находится в Картинной Галереи Берлина, была исследована в инфракрасных лучах. Благодаря этому стало видно, что под верхними красочными слоями находится совсем другое изображение. Эта ранняя, записанная позже художником композиция оказалась во многом идентична иконе из Радищевского музея. Сходство, которое не может быть случайным, говорит о том, что в основе обеих произведений лежит единый образец. В этом нет ничего удивительного. В ХV столетии нидерландский город Утрехт и немецкий город Кельн входили в одно епископство, и именитый мастер Якоб Клаас ван Утрехт работал в обоих городах. Его картины служили образцом для многих немецких живописцев. В их числе – автор эпитафии из собрания Радищевского музея.

Савицкая Т.Е.,

зав. отделом зарубежного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева

www.museum.ru/N46788
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  
новости от 15.12.2019  x    ?  


Подарок французского короля. Шедевры Севра в экспозиции Музея-заповедника «Павловск»

Выставка книжной графики Дмитрия Ивашинцова «Нечетная полоса»

К берегам Антарктиды и Арктики. К 200-летию открытия Антарктиды

Далекие берега. К 200-летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Выставка "Алексей Бахрушин. Любовь к Большому и Малому театрам" на Сахалине

Русская свадьба. Традиции и обряды

Презентация собрания сочинений Зинаиды Гиппиус в Музее Серебряного века

Выставка «Особый взгляд на мир» в Русском музее фотографии

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Поэтические вечера в Музее Серебряного века - декабрь 2019

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

"Северсталь" назвала победителей X грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Выставка «Встречи, посланные судьбой» в Русском музее фотографии

Новогоднее путешествие в XX век в Музее-квартире М.М. Зощенко

"Зимняя отчётная" в Музее Кондратия Белова

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Ежегодный зимний фестиваль кукольных театров «Сундучок сказок» в Санкт-Петербургском Музее кукол

XXIII Чеховские чтения в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

VII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в XXI веке»

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

Охота на Змеря. Пётр Хохловкин, Дмитрий Воронин. К 60-летию авторов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru