26 июля 2012 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) открывается персональная выставка известного саратовского художника Вячеслава Сергеевича Цая, приуроченная к его 60-летию. В ретроспективной экспозиции представлено более пятидесяти портретов, натюрмортов, пейзажей из мастерской художника, собрания СГХМ имени А. Н. Радищева, Энгельсского краеведческого музея, частных собраний.
Вячеслав Цай родился 6 июня 1952 года. В 1963–1967 учился в студии рисования у А. Н. Москвитина. В 1969–1972 – учащийся Саратовского художественного училища. Его педагогами были В. К. Данилов, В. Ф. Гуров и В. С. Успенский. В 1974 году поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Учился у профессора Е. Моисеенко, Ю. Непринцева, А. Романычева. В 1982 году на "отлично" окончил полный курс названного института по специальности "живопись".
Преподавал живопись, рисунок и композицию на дипломных курсах Саратовского художественного училища (1983–1985). По приглашению В. Цай творчески работал в Южной Корее. Является участником многих областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Персональные выставки художника состоялись в 1995 году в одном из выставочных залов Саратова, в 1998 и 2007 – в Радищевском музее. Работы В. Цая находятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом.
С 1990 года – член Союза художников России.
Вячеслав Цай – одаренный живописец, охотно работающий в различных жанрах, но твердо сохраняющий свои художественные убеждения. Амплитуда его творческих поисков достаточно широка – от акцентированной традиционности портретов до экспрессивной заостренности символико-аллегорических полотен, передающих, по замыслу автоpa, апокалипсис нашего века.
Во всех случаях он стоит на позициях строгого профессионализма. "Ремесло в искусстве, как уголь в пламени" – такой подход был всегда близок Цаю, изначально стремившемуся к культуре живописной обработки холста, крепости рисунка, композиционной слаженности. Повышенная пристальность наблюдения, острое чувство типажа придают ощущение подчеркнутой характерности облика, какой-то сверхнатуральности во многих его портретах. Но почти иллюзионистическая передача внешних черт модели не заслоняет ее психологического постижения, не мешает увидеть в лицах изображенных их судьбу.
В пейзажных этюдах и натюрмортах последних лет Цай приходит к большей свободе в обращении с цветом, испытывая его энергетические ресурсы и степень светоносности. Образное переживание мотива становится интенсивным, письмо раскованным, насыщенная красочность этих полотен придает им праздничную нарядность, радующую глаз.
Вячеслав Цай – это мастер, крепко стоящий на ногах, знающий свои возможности и обладающий всеми качествами, которые позволяют сполна реализовать их. Он достиг творческой зрелости и полон новыми замыслами.
Е. И. Водонос, заслуженный деятель искусств РФ, искусствовед