НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Бенедетто Калиари и К.Е. Маковский в рамках проекта "Выставка одной картины"

c 17 по 30 апреля 2012Саратовская область
Бенедетто Калиари  ''Пир богача и Лазарь''
К.Е. Маковский ''Египетский воин''
Со 2 по 30 апреля 2012 года в рамках проекта "Выставка одной картины" Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева демонстрирует картины Бенедетто Калиари "Пир богача и Лазарь" и К.Е. Маковского "Египетский воин".

Бенедетто Калиари родился недалеко от Венеции, в Вероне, городе Ромео и Джульетты. Ремеслу живописи учился у своего брата, великого живописца венецианского Возрождения, Паоло Кальяри, прозванного Веронезе (1528-1588). Его мастерская в Венеции была настоящим семейным предприятием, но и брат и сыновья, работавшие вместе с ним, были исполнителями, целиком зависимыми от гения Паоло Веронезе. Всю жизнь Бенедетто прожил в доме брата, помогал ему в построении архитектурных фонов картин, но работал и самостоятельно. Примером его творчества является картина "Пир богача и Лазарь". Бенедетто изображён на знаменитой картине Веронезе "Брак в Кане Галилейской". Справа, в роскошных одеждах, тот, кто пробует вино. Левее, с виолончелью, его знаменитый брат.

Пир Богача и Лазарь.

В основе сюжета — притча, рассказанная в Евангелии от Луки. В ней действуют два персонажа — богач и нищий по имени Лазарь. Лазарь — в переводе с еврейского означает: "тот, кому Бог помогает". В доме богача - пиршество. Изображение на пилонах богини Дианы, покровительницы охоты и Венеры, богини телесной любви и попугай в клетке, знак похоти, дополняют представление о жизни и времяпрепровождении богача.

На земле - нищий, Лазарь. Он питается подачками с пиршественного стола. Псы зализываю язвы на его теле. Никто из пирующих не замечает Лазаря. Художник очень красноречиво показывает контраст между богатством и нищетой.

Современники художника, несомненно, знали и продолжение притчи. Оно происходит уже в ином мире. В раю, рядом с Авраамом — Лазарь, богач — в адских муках просит подать ему воды, но их разделяет пропасть. Вот как рассказывает об этом евангелист Лука:

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и киссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях.

И желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его.

Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его;

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его.

И возопив сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.(Лк.16,19-25)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ КАРТИНЫ

В 1933 картина была передана в Саратов из московского Музея изящных искусств. Она была приобретена императрицей Екатериной II для Эрмитажа 1779 году в составе коллекции Роберта Уолпола (1676-1745). Это была одна из лучших коллекций Англии, славившаяся собранием европейской живописи XVI-XVII веков. Для размещения своих сокровищ Роберт Уолпол в 1722-1735 годах выстроил дворец Хоутон Холл в Норфолке. Картина "Богач и Лазарь" находилась там с 1736 года. Коллекция была унаследована его внуком и продана в Россию. Существуют сведения, что ранее она была в коллекции графа де Морвиля (1686-1732), государственного секретаря Франции, а ещё ранее у Шарля-Жан-Баттиста Флерио.

ИСТОРИЯ АТРИБУЦИИ

В коллекции лорда Роберта Уолпола картина считалась произведением знаменитого Паоло Кальяри, прозванного Веронезе. Так же высоко оценивал картину и граф Миних, составитель каталога Императорского Эрмитажа. Она была выставлена в одном из Итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, воспроизведенного на акварели Э.Гау в начале 1860-х годов. В 1889 году после имени Веронезе появляется знак вопроса, а затем картина была отнесена к школе венецианского мастера. С определением "школа Веронезе" картина была передана в Саратов. Авторство Бенедетто Кальяри, брата и постоянного помощника Паоло, предположил итальянский исследователь Фьёкко. (G. Fiocco, 1928). Еще один вариант этой картины находится в Ольденбурге и значится там как работа мастерской Паоло Веронезе и датируется 1570–1580 годами.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

На картине сразу распознаётся венецианская школа живописи. Она отличается эвучностью цвета, декоративностью композиции. Характерно для венецианцев и изображение пиршественного стола и суеты вокруг него. Изображение пиров давало возможность оживить картину разнообразными мотивами современной реальности. Великолепные архитектурные арки, украшенные скульптурой, передают дух ренессансного зодчества. Сквозь арки видно небо и деревья парка, музыкантов, расположившихся на балконе. Многие мотивы на этой картине напоминают об искусстве Паоло Веронезе, старшего брата и учителя Бенедетто Кальяри, автора нашей картины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРТИНЫ

Холст с диагональным переплетением нитей, характерным для венецианской школы. Анализ нитей холста показал наличие шелка в его составе.

Основные формы архитектурных конструкций выполнены с применением чертежных инструментов.

Рентгенографирование картины и микроскопическое исследование структуры живописи выявили авторские переделки в ракурсном построении архитектурной арки, которая по первоначальному замыслу должна была находиться несколько ниже.

Исследования в ультрафиолетовых лучах зафиксировали реставрационные корректировки на изображении архитектуры. Диагональное переплетение нитей холста, тканного с добавлением шёлка, специфика послойной структуры, а также технические приемы моделирования формы и цветовые характеристики красочных смесей указывают на живописные методы художника, работавшего в Венеции в конце XVI века.

Картина "Египетский воин" была выполнена Константином Егоровичем Маковским в 1874 г. во время второй поездки в Каир, которую он совершил вместе со своим братом Николаем. Оттуда художник привез более 200 произведений, прежде всего этюдов и эскизов. В 1880-1881 гг. работа была показана на Первой выставке Московского общества любителей художеств. В Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева она поступила в 1885 г. от основателя музея А.П. Боголюбова, с которым художник особенно сблизился во время своего пребывания в Париже в 1875-1876 гг.

В литературе упоминается второе название этого произведения - "Абиссинец со щитом". Оно является более точным, поскольку на полотне изображен молодой абиссинский воин в национальной одежде – в подпоясанной красным поясом белой рубашке с белой шамой на голове. В одной руке он держит круглый щит, в другой – копье, за поясом виден эфес абиссинской сабли шотел. Начальник конвоя Российской Императорской Миссии в Абиссинии (Эфиопии) сотник П.Н. Краснов в 1897-1898 годах так писал о жителях этой страны в своем дневнике: "В Абиссинии нет армии, как нет и мирных жителей. Всякий абиссинец с юношеского возраста и до глубокой старости - солдат. […] Абиссинец родится с мыслью о войне, все детство проводит в походах, видит богатство, красоту и довольство только от войны, любит войну и считает ее исключительным своим занятием. Строить дома, обрабатывать землю, даже торговать, унизительно для истинного абиссинца".

Эта работа типична для салонного искусства, ярким представителем которого был К.Е. Маковский. Понятие "салонное искусство" связано с Францией, с теми мастерами, которые выставляли свои работы в парижском Салоне - так называли регулярные официальные выставки, которые проводились в Париже с 1653 г., в 1737-1848 гг. они проходили в Квадратном салоне Лувра, давшем им свое название. Во Франции расцвет салонного искусства как направления падает на 1852-1870 гг.

В более же широком смысле под салонным искусством подразумевается направление в искусстве Европы и Америки XIX-ХХ веков, для которого характерны некоторая слащавость, красивость, иногда сентиментальность, а главное - приноравливание ко вкусам обывателя, к потребностям рынка. Многие из салонных художников были далеки от каких бы то ни было новаторских исканий и, как правило, примыкали к господствующим направлениям в искусстве, являясь либо его второстепенными представителями, либо эпигонами. Они стремились к сюжетной занимательности, создавали эффектные, порой слащавые и идеализированные композиции, но славились виртуозностью исполнения - салонное искусство от его создателей требовало и больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства.

Все эти черты можно отметить в работе К. Маковского: экзотична тема из восточного быта, виртуозно передан внешний облик модели - характерный плавный изгиб фигуры молодого воина и юношеская припухлость его щек, однако нет глубины психологической характеристики изображенного, эффектно написан костюм и вооружение. Желто-голубой оттенок фона ассоциируется с жаром пустыни.

Краснопёрова Л.П., научный сотрудник Радищевского музея и Марина Посохина, кандидат искусствоведения.

www.museum.ru/N45725
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 07.06.2020  x    ?  


Международный Пушкинский онлайн-марафон в Музее-заповеднике А.С. Пушкина "Болдино"

Пушкинский день России во Всероссийском музее А.С. Пушкина

Программа Московского музея С.А. Есенина ко Дню рождения А.С. Пушкина

Ко Дню русского языка: онлайн-чтения и познавательный мастер-класс на ВДНХ

Книжный фестиваль "Красная площадь" состоится!

Читать с любого места...

В Китайский дворец возвратились 4 отреставрированные картины

Пленэр памяти С.Ю. Жуковского в Музее Белорусского Полесья. г. Пинск

#ТретьяковкаДома. План онлайн-мероприятий на неделю

Морские глубины онлайн: в «Москвариуме» на ВДНХ отметят Всемирный день океанов

Московский музей современного искусства онлайн: новый курс лектория, тексты и другое

Москва эпохи Петра I и Кольцевая линия московского метро. Онлайн-лекции Музея архитектуры

Онлайн-проекты Биологического музея им. К.А. Тимирязева

Третьяковская галерея запускает летние онлайн курсы для детей

Неделя #НаединесПушкинским

Проект Каргопольского музея "Рукам – работа, душе – праздник"

Неделя искусства народов Севера в музее Востока в рамках проекта #ВостокДома

Лето онлайн в Музее истории ГУЛАГа: экскурсии, выставка, спектакль, лекция и викторина

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает онлайн программу


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru