Бесценные полотна лучших русских живописцев конца XVIII – середины XIX веков из коллекции Третьяковской галереи впервые демонстрируются в залах Ярославского художественного музея. Выставка представляет произведения выдающихся художников-академиков конца XVIII-первой половины XIX веков: Ореста Кипренского и Василия Тропинина, Александра Иванова и Алексея Тыранова, Евграфа Сорокина и Сильвестра Щедрина, Федора Матвеева и Ореста Тимашевского…
Строки народной неаполитанской песни стали названием выставки неслучайно. В них – особое отношение к этому южному, не похожему ни на какой другой, городу Италии. «Вечный Рим», ставший признанной академией европейских мастеров, классическая Флоренция, пристанище интеллектуалов и меценатов, карнавальная Венеция – все они хороши по-своему. Но Неаполь неповторим своим местоположением, мягким приморским климатом и особой блаженной атмосферой праздного «ничегонеделания».
Дипломатические отношения между Российской империей и Неаполитанским королевством, первым из государственных объединений на Апеннинском полуострове, были установлены в 1777 году. На протяжении первой половины XIX века вплоть до 1861 года, до создания объединенного Итальянского королевства, отношения между странами были самыми дружественными. Даже в период Неаполитанской революции 1820 года русские войска не участвовали в подавлении восстания карбонариев. В период правления императора Николая I развитие российско-неаполитанских политических, экономических и культурных связей достигло подлинного расцвета.
В разное время в Неаполь приезжали Н.В. Гоголь и Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский и М.И. Глинка, а также русские певцы, актеры, архитекторы, скульпторы. Традиция направлять русских художников-пенсионеров Императорской Академии художеств для совершенствования живописного мастерства в Италию сложилась в XVIII веке. В первой половине XIX века для многих из них, особенно пейзажистов, Неаполь и его окрестности стали подлинной Меккой. «Ландшафтных дел мастеров» привлекала уникальная природа, морские виды и дали, необыкновенное освещение, фантастические цветовые рефлексы. Эти впечатления позволили выдающемуся русскому пейзажисту Сильвестру Щедрину решительно отойти от условности классического пейзажа, обратиться к непритязательным видам и мотивам уличной жизни южного города, передавать воздушную цветовую вибрацию.
В изображениях островов, бухт, заливов окрестностей Неаполя русские пейзажисты передавали мир, тишину, спокойствие и свободу, которую обретает человек на лоне вечно прекрасной южной природы. В то же время многих из них вдохновлял образ Везувия – символа города и его главной достопримечательности.
Важное место среди картин, посвященных Неаполю, занимают изображения его жителей: юные неаполитанки с тамбуринами, мальчики-пастушки, рыбаки. В жанровых композициях русские художники отражали поэтическое восприятие близких натуре простолюдинов. Правдивые изображения быта неаполитанцев находим в работах живописцев Василия Штеренберга, Евграфа Сорокина.
Особую группу на выставке представляют портреты русских путешественников, богатых заказчиков и деятелей культуры на фоне Везувия. Все они исполнены замечательными русскими художниками – Василием Тропининым, Пименом Орловым.
Произведения, исполненные кистью талантливых мастеров, чутко передали шумную атмосферу портового города и умиротворенность его окрестностей, особенность жизни жизнерадостных неаполитанцев, происходящую, в буквальном смысле, «на вулкане».
Выставку дополняют произведения из собрания Ярославского художественного музея – пейзажи Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова, картины учеников Карла Брюллова – Алексея Тыранова и Михаила Силаева.
Все работы на выставке дают возможность современному зрителю увидеть и почувствовать «Неаполь чудесный, где улыбается свод нам небесный».