Несколько лет назад мы писали о том, что воспитанники художественной студии музея приняли участие в Российском открытом заочном конкурсе "Графические головоломки" и получили дипломы Лауреатов.
Осенью 2011 года мы решили повторить этот удачный опыт и приняли участие в аналогичном конкурсе по номинации "Юный художник" в рамках этого же проекта "Познание и творчество", который организован Общероссийской общественной организацией Малая Академия наук "Интеллект будущего", НП Центром развития образования, науки и культуры "Обнинский полис" и Научно-образовательным центром "Росинтал". Проект является маленькой частичкой Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России", которая взяла свое начало в г. Обнинске Калужской области много лет назад, в 1986 году. "Познание и творчество" – это целый комплекс уникальных Всероссийских конкурсов, пользующихся огромной популярностью у ребят всех возрастов. Эти предметные олимпиады существенно отличаются от других своей необычностью и интересным наполнением.
На этот раз перед студийцами стояла более сложная задача: нужно было выполнить 6 заданий, все они были разного плана, а одно из них предполагало коллективное художественное действо, игру или представление. Кроме всего прочего организаторы попросили презентовать свою работу, написав несколько предложений о себе и своих увлечениях, о помощниках в этом конкурсе, о проделанной работе, встретившихся трудностях и неожиданных находках. Первые три задания были объединены техникой печати: работу нужно было создать при помощи разнообразных печатей. Тут фантазии студийцев не было предела: из чего только не предлагали сделать печати! В этом плане ребятам очень помогла Юлия Алексеевна Сойкина – наш любимый художник. Она предложила в качестве основы для печати картофель, лук, капусту, морковь, в дело пошли листья и семена клена, березы, ясеня, тополя, ели, рябины, туи и других деревьев. Оказалось, что этому разнообразию просто нет предела: делать отпечатки краской можно при помощи целого арсенала приспособлений – от собственных пальцев до ватных палочек и ниток. По-моему, все наши студийцы проявили чудеса фантазии, что и показали их работы.
Скульптура из пластилина также не оставила ребят равнодушными: здесь появились коты-пираты (А. Курбако), кошка-вегетарианка (А. Петроченкова), железный человек (Т. Середнев), дракон (Я. Коледин) и другие образы. Но самое большое количество похвальных слов выпало на долю задания по истории искусств. Организаторы не только отметили наше творчество, но и заметили следующее про нашу студию: "Чувствуется, что их главное направление – история искусств. У каждого участника самостоятельная тема и свой подход. Увлеченная и одухотворённая работа у Коледина Ярослава (11 лет). Ярослав в красочной презентации представил один из главных символов Саратова – это великолепное здание консерватории им. Л.В. Собинова".
Теплых слов удостоились работы и других ребят: "Петроченкова Анастасия (4 кл.) интересно рассказала о посещении Дома-музея художника П. В. Кузнецова, передавая живое личное восприятие от музея. Потапова Юлия (3 кл.) вот как рассказала об интересном художнике Мешкове В.В.: "Мешков раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, среди которых разбросаны небольшие лесистые островки. Камни то встали дикими скалами, то тронулись правильными рядами, то рассыпались валунами. Можно сказать, что природа, изображенная на его картинах – живая и одухотворенная".
Самым сложным нам показалось работа над пятым заданием, в котором устроители предлагали провести акцию, перформанс или хеппенинг. Нас заинтересовал вариант "Акции Добра" – сделать что-то неожиданное и красивое, чем можно любоваться и что будет приносить людям радость, всегда приятно. На нашей акции мы "наполняли" образами "доброты" нарисованный ареол человека и все пространство огромного бумажного листа вокруг. Оказалось, что говорить о доброте гораздо легче, чем передать ее через визуальные образы. Ребята не сразу нашли нужную "струну", однако любовь к рисованию сделала свое дело – студийцы энергично записали фигурку человека и пространство вокруг нее. Если потом живописно разрисованного человечка убрать с листа, то на месте, где он располагался, останется белое пятно. Так происходит и в жизни: если хороший человек куда-нибудь уезжает, то без него грустно и пусто…Зато остается память о совершенных им хороших делах и поступках. Так и на нашем листе остались зарисованные ребятами поля вокруг контура человека, причем заполненные теплом и любовью и в ярких красках, потому что рисовали мы Доброту. В оформлении этого задания нам очень помог Виктор Валентинович Набатов, который заснял наше действо на видео и отформатировал его нужным образом. А у самих ребят осталось теплое и очень яркое воспоминание об участии в этой акции.
Все студийцы получили свидетельства лауреатов Всероссийского заочного конкурса, а трое из них по количеству оценочных баллов вошли в десятку лучших работ проекта. Торжественное награждение прошло в студии в минувшее воскресенье. Мы, педагоги, безмерно рады за наших подопечных, таких разных, таких творческих и таких перспективных!
Е. Н. Пакалина,
Старший научный сотрудник Центра музейной педагогики