Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 17 ноября с.г. начнет работать выставка «Школа Палеха».
Сначала немного истории создания этой уникальной выставки. «Школа Палеха» совместный российско-немецкий проект. Он начинался с того, что директор Музея лаков в Мюнстере фрау Моника Копплинг, вдохновленная триумфальными выставками 1920-х годов и интересующаяся современными русскими лаками, предложила Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства провести выставку, которая бы представила и напомнила западному зрителю «золотой век» палехских лаков – 1920 - 1940 годов.
К проекту присоединился Государственный музей палехского искусства, предоставив палехские иконы 18 - 20 веков. Так родилась выставка. Она с успехом проходила в октябре 2010 года в Мюнстере, затем в марте 2011 в Берлине. И вот теперь она в Москве.
Выставка «Школа Палеха» вобрала в себя уникальные экспонаты, которые позволяют проследить, как в глубинке разоренной первой мировой войной и революцией России, родилось новое удивительное искусство.
На выставке можно увидеть работы, которые палешане показывали на выставках в Венеции 1924 года и в Париже в 1925 годах, где они были отмечены высокими наградами.
В декабре 1924 года семь палехских художников - И.И. Голиков, И.М. Баканов, И.И.Зубков, А.И.Зубков, А.В. и В.В. Котухины, И.В.Маркичев - организовали Артель древней живописи и начали свой новый творческий путь, триумфальный и драматический.
В новом искусстве палешане стали использовать новыематериалы: папье-маше и черный лак. Хотя первое время часто писали на деревянных изделиях. Первые миниатюры писались, как иконы на светлых фонах, затем на цветных: темно-зеленых, темно-синих, красных. Позже черный цвет стал основным, условным пространством палехской миниатюры, её отличительной чертой. Палехские миниатюры щедро прописаны золотыми пробелами, линиями, подчеркивающие объемы всех изображаемых предметов: человеческих фигур, архитектуры, пейзажа. Золото в палехской миниатюре не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировоззрения. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие еще от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и темном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, являясь овеществленной Божественной ясностью.
Стремление к прекрасному и в жизни, и в искусстве проявлялось в драматургии обрядов и обычаев, из которых состоял весь годовой цикл крестьянского бытия. Языческие обычаи и обряды естественно сосуществовали с христианскими праздниками, объединенные крестьянской жизнью. Обряд был связан не столько с хозяйственной деятельностью человека, сколько, прежде всего, отражал его эстетическое отношение к миру. Палех стал ярким выразителем поэтических образов народа, одев их в красочные одежды.
Значительным событием в работе российско-немецкого проекта «Школа Палеха», стало издание красочного каталога. Посетители нашего музея смогут приобрести это великолепное художественное издание.