Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Отдел личных коллекций приглашают на открытие выставки "На берегах Невы. Живопись и графика ленинградских художников 1920-1930-х годов из московских частных коллекций". Открытие выставки состоится 20 марта 2001 года в 16.00 в Музее личных коллекций. Выставку Вы сможете посетить до 10 мая 2001 года.
На выставке представлены около 140 произведений живописи и графики ленинградских художников 1920 - начала 1940-х годов, входивших в объединение "Круг художников", и других авторов, близких им по творческим устремлениям. Цель данной выставки - осветить еще одну, десятилетиями остававшуюся в тени, страницу истории искусства.
Официально "Круг" заявил о себе весной 1926 года. Ядро общества составили молодые художники, выпускники Вхутеина 1925 г., ученики живописцев А.Е.Карева, А.И.Савинова, К.С.Петрова-Водкина, скульптора А.Т.Матвеева - Вячеслав Пакулин (был председателем объединения), Алексей Пахомов, Александр Русаков, Александр Самохвалов. На знамени "Круга" стоял призыв - "Через картину к созданию стиля эпохи". Объединение организовало три большие выставки (1927, 1928, 1929) и одну передвижную (1929 - 1930), члены объединения занимались просветительской работой. Причиной распада объединения в 1928 году стали идеологические противоречия, хотя формально "Круг художников" перестал существовать в 1932 году. Только двое из "Круга" - Алексей Пахомов и Александр Самохвалов, заняли заметное место в истории советского искусства. К другим - к Александру Русакову, Вячеславу Пакулину, Александру Ведерникову, Татьяне Купервассер, - судьба оказалась неблагосклонна. Кто-то умер во время блокады, работы многих, также как и весь архив объединения, погибли.
Ленинградской живописной школы в строгом смысле слова не существовало. Когда говорят о "ленинградской школе", то имеют в виду некую общность взглядов и художественных устремлений. Главным достижением "Круга" была консолидация талантливой молодежи Ленинграда на основе открытого диалога с мировой художественной культурой, в первую очередь - уроки новой французской живописи, того ее течения, что восходит к фовизму. Творчество Матисса, Дерена, и особенно Марке, наименее радикального из фовистов, оказалось более всего созвучным поискам ленинградских живописцев. Насмешливая кличка "маркисты", присвоенная "круговцам" прессой, прочно прилепилась к художникам, в чем значительную роль играло сходство сюжета - городские набережные большой реки, и жанра - камерный станковизм. Несомненно, многое было схожим и в подходе к изображению натуры - обобщенность цветового пятна, лаконизм формы.
Большинство работ на выставке происходят из коллекций Ю.М.Носова и Р.Д.Бабичева. Эти коллекции замечательны, во-первых, потому, что составляющие их вещи неведомы даже многим специалистам. Во-вторых, здесь открываются новые имена. В третьих, большинство холстов - превосходного качества. Коллекционерам не только удалось собрать коллекцию первоклассных работ художников ленинградской школы камерного пейзажа, но и привлечь к нему внимание и общественности, и профессионального искусствоведческого круга.
Аккредитация по тел./факсу 202-84-81, 203-43-89. Теле- и фотокорреспондентов просим указать количество мест аппаратуры.