Министерство культуры нижегородской области, Музей "московский дом фотографии", Pусский музей фотографии представляют фотовыставку «АРКТИКА»
Автор: Владислав Микоша
В экспозиции выставки представлено около ста уникальных фотографий легендарного советского кинооператора, фоторепортера Владислава Микоши из собрания Джемы Фирсовой-Микоша, фондов Музея «Московский дом фотографии», Российского государственного музея Арктики и Антарктики, РИА Новости.
«Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, а не историков и исследователей. И летопись, которую я исправно вел всю жизнь, скорее была «корабельным журналом», чем «Повестью Временных лет»…
Владислав Микоша
Характер – это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать иную профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха.
Определенный характер как маяк притягивает свои отдельные события, которые люди склонны рассматривать как знаки свыше. Микоша верил в запрограммированность своей судьбы, в свою профессиональную предопределенность, в предначертанность ему быть кинооператором.
Более шести десятилетий Микоша держал в руках кинокамеру. Он был свидетелем непростой эпохи, человеком, наделенным даром оказываться в гуще знаковых событий и умеющим мастерски их фиксировать не только на кино- и фотопленку - Микоша был блистательным публицистом, военные репортажи которого печатались в самой главной газете Советского Союза - «Правде». Он был не только профессиональным журналистом, но и фоторепортером. Шесть довоенных лет Микоша проработал фотокорреспондентом газеты «Известия».
Его кадры профессионально проработаны, отточены, нет ничего лишнего, что делает документальные свидетельства произведением искусства. Документальность трансформируется с годами в художественность, это неоспоримый факт. Профессиональная, творческая самоцензура отвергала малейший дилетантизм. Черно-белые документальные фотографии своей суровой правдивостью, неподдельным драматизмом трогают сильнее, чем современные постановочные кадры.
Выставка построена в хронологическом порядке. События разделены на три части: прилет дирижабля «Граф Цеппелин» в Ленинград 25 июля 1931 года, экспедиция по спасению челюскинцев на пароходе «Смоленск» в феврале-июне 1934 года, проводы воздушной экспедиции на Северный полюс (СП-1) 21 марта 1937 года. Три серии, представленные на выставке, переплетаются между собой не только потому, что имеют одного автора – их объединяет внутренний накал событий, общие персонажи, событийная ценность. Экспозиция вместила в себя лишь малую толику обширного фотоархива Владислава Микоши, наша выставка лишь начало «открытия» данного автора, в новом, экспозиционном рассмотрении его творческого пути.