НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Величавая модель малоизвестного художника. История реставрации одной картины Радищевского музея

c 1 сентября по 1 ноября 2011Саратовская область
Неизвестный художник I половины XIX века. Портрет старухи в чепце. До и после реставрации.  1800-1810-е.  Радищевский музей
Выставка "Портрет неизвестного", проходящая сейчас в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея) и воссоздающая атмосферу дворянских гостиных с их неизменными портретными галереями, несмотря на свою камерность, отличается необычайной качественной наполненностью. Здесь каждый портрет – загадка, каждый взгляд – ушедшая жизнь, каждый предмет: изящная ли миниатюра с гордым профилем прекрасной незнакомки или "Месяцеслов" 1851 года с информацией на все случаи тогдашней жизни – примета времени.

В двух небольших залах дома на Плац-параде разместились произведения никогда ранее не выставлявшиеся в музейных стенах или экспонировавшиеся так давно, что многие поколения саратовцев уже успели забыть их. Многие картины не могли предстать перед зрителем из-за своей плохой сохранности. Специально к данной выставке было отреставрировано несколько живописных работ. Все они прошли реставрацию разной степени сложности: где-то было удалено загрязнение и поновлён защитный лак, где-то раскрыта старая живопись от поздних записей. В общем, портретам придали экспозиционный вид, чтобы они радовали глаз.

Редко какая вещь старше ста лет не нуждается в квалифицированной помощи реставратора. Находясь в частных собраниях и являясь частью домашнего быта, картины часто меняли владельцев, переезжали из одного поместья в другое, их подправляли под новые интерьеры, подгоняли под другие рамы (при этом делались надставки под больший размер или обрезались под меньший, нарушая авторский замысел и композицию). Смена моды и стиля преображала облик интерьеров, старые вещи уходили, прятались по чердакам, задвигались новыми предметами быта. Время покрывало пылью старую жизнь: холсты коробились, краски осыпались, живопись темнела, лица на портретах забывались. Но всегда оставалось осознание исторической и художественной значимости старых ценностей. Революционные вихри начала ХХ века обрушились социальной яростью на приметы чужой благополучной жизни. Жертвой всплеска классовой ненависти стал "Портрет неизвестной" П.А Дубровина, варварски изрезанный беспощадной рукой.

Портрет был написан в 1846 году московским художником Платоном Алиппьевичем Дубровиным (1795-1851). Об авторе мы знаем очень мало: он жил в I половине ХIХ века, в 1840-е годы - в Москве, был иконописцем и популярным портретистом в среде богатого купечества. Два портрета кисти Дубровина находятся в собрании музея В.А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и "Портрет женщины с мальчиком" в Иркутском художественном музее. Совершенно выбивается из социального круга традиционных моделей Дубровина дама на портрете из собрания Радищевского музея. Она принадлежит к высшей аристократии, на что указывает накидка, подбитая горностаевым мехом. Молодая женщина с удлинённым овалом лица, обрамлённым гладкой причёской по моде 1840-х годов, изображена сидящей в кресле на фоне занавеса. Дубровин точно и беспристрастно пишет молодую женщину: холодно-доброжелательный взгляд, тонкие губы, скромное чёрное платье, украшенное только белым кружевным воротничком, никаких украшений, лишь чёрная косынка на шее. Перед нами благородно-сдержанный женский образ. Художник не слишком умело рисует фигуру женщины, спрятав руки под горностаевой мантией, которая жёстким каркасом окружает её фигуру. Портрет несёт в себе основные стилистические черты примитива: уплощенная форма, строгая иконописная неподвижность позы, несовершенный рисунок, колорит, основанный на локальных цветах. Исходя из положения художника и круга его клиентуры, трудно вообразить, чтобы ему позировала особа столь высокого полёта. Возможно, это копия неизвестного нам парадного портрета. Высокое социальное положение модели даёт надежду на идентификацию модели в будущем.

По-видимому, именно горностаевая мантия, как признак принадлежности к царствующему дому, вызвала ярость к невинному холсту. Портрет при поступлении в музейную коллекцию представлял печальную картину и требовал серьёзной капитальной реставрации. По всей поверхности имелись многочисленные утраты красочного слоя и грунта до основы самой различной конфигурации и размеров с дальнейшей угрозой осыпей, а также длинные вертикальные сседания и вздутия. Самая значительная усадка площади холста произошла по левому краю, от того, что эта часть незакрепленного холста была намочена, красочный слой с грунтом взбугрился и уплотнился. Как сказано в заключении реставрационного совета, "изменения в состоянии сохранности картины до её поступления в музей произошли из-за недопустимых для произведений живописи условий хранения, вероятно в неотапливаемом, холодном и влажном помещении". Но если бы только это! Портрет имел одиннадцать прорывов травматического характера различной величины и формы. Особенно сильно было искажено лицо. Чьей-то варварской рукой специально были проткнуты зрачки глаз и губы, в результате изображение правого глаза было утрачено целиком, кроме небольшой части верхнего века. Самый большой прорыв с утратой авторского холста находился на изображении границы лба и волос. К тому же под носом портретируемой черными чернилами были дорисованы усы.

В 2003 году реставрационным советом Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева было принято решение о восстановлении произведения. В таких уникальных, особо ответственных случаях чрезвычайно важна продуманная схема ведения научно-реставрационной документации, убедительность тех или иных методов предреставрационного исследования, четкость фиксации всех процессов. Первоначально был проведен полный комплекс реставрационно-консервационных мероприятий, включающий заделку прорывов методом встык на лицевой поверхности картины. Самым сложным было добиться максимально возможного приближения к авторскому размеру холста из-за его сильной усадки, особенно по левой кромке. Устранение деформаций холста, укладка кракелюра, вздутий и сседаний проводились многократно с лицевой и оборотной сторон с применением проглаживания, распарок, прессования и подбивки клинков рабочего подрамника для максимальной растяжки холста. После наклеивания с тыльной стороны дублирующего холста картину натянули на новый экспозиционный подрамник. Предварительно был сделан факсимильный перевод надписи на обороте, указывающий на автора, время и место написания портрета: "Москва 1846 год / октября 15. ж. Дубровинъ" (буква "ж" в надписи - сокращение от слова "живописец"). В заключение технических мероприятий с лицевой стороны был подведен реставрационный грунт.

В 2009 году начался второй этап реставрации картины - живописный. Прежде чем приступить к самой ответственной части реставрационного процесса - восстановлению авторской живописи, с поверхности были удалены загрязнения, регенерирована и выравнена лаковая пленка. Живописное восстановление утрат красочного слоя начиналось с плотного подкладочного слоя темперы, в дальнейшем тонировки велись тонкими слоями масляной краски точно в цвет авторской живописи и четко в границах утрат. Особенно тщательно прорабатывались тонировки на изображении лица портретируемой. При реконструкции изображения правого глаза модели был использован фотоснимок, полученный методом симметричного переноса авторского левого глаза на место утраченного правого глаза с помощью компьютерной программы. В дальнейшем рисунок корректировался относительно оставшегося верхнего века и следа от прокола зрачка. Этот момент очень ответственный и тонкий: реставрация должна сберечь, то, что сохранилось, и очень осторожно компенсировать потерянные участки в соответствии с манерой художника.

Выставка "Портрет неизвестного" стала первым выходом в свет "неизвестной дамы в горностаевой мантии" после долгих лет забвения и сложного реставрационного "лечения" старинного полотна. Возвращённый к жизни "Портрет неизвестной" кисти П.А. Дубровина, а также другие портреты конца XVIII – первой половины XIX века из собрания Радищевского музея можно посмотреть в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова по адресу г. Саратов, Вольская, 33. Выставка работает до 30 сентября 2011 года.

Абрамова И.В., художник-реставратор масляной живописи II категории

Приклонская В.В., старший научный сотрудник отдела русского искусства

www.museum.ru/N43700
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru