НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Счастливый сон" Сальваторе Альбано. Собрание Радищевского музея

c 26 июля по 1 сентября 2011Саратовская область
Альбано, Сальваторе (Albano, Salvatore; 1839/41, Калабрия – 1893, Флоренция) Счастливый сон.  Статуя. Радищевский музей

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".

В 1919 году, в разгар смуты и лихолетья гражданской войны из разоренной дворянской усадьбы "Лопуховка" Саратовской губернии в Радищевский музей поступила большая мраморная статуя.

Она изображает погруженную в глубокий сон прекрасную девушку с большими лебедиными крыльями за спиной, которые охватывают ее фигуру с двух сторон, подобно створкам морской раковины, защищающим драгоценную морскую жемчужину. Это впечатление усиливает материал статуи — белоснежный итальянский мрамор. Практически неизменно с момента своего поступления в музей работа находится в экспозиции и неизменно привлекает внимание посетителей. Холодная чистая красота изображенной девушки, полностью отрешенная от любых треволнений и переживаний заставляет замедлить шаг и говорить тише даже самых торопливых и шумных посетителей музея.

Автором статуи был известный в XIX веке итальянский скульптор Сальваторе Альбано.

Его мастерская во Флоренции была центром притяжения многочисленных коллекционеров Европы и России, среди которых были представители высшей европейской знати. В скульптурах, создаваемых Альбано, они ценили сочетание аристократичности и естественности, простоты и элегантности, силы и грации.

Близкий друг мастера, итальянский ученый и писатель, граф Анджело Де Губернатис называл Альбано не иначе как гением, и утверждал, что его работы "вызывали зависть у многих скульпторов потому, что человеческое тело в произведениях этого скульптора моделировано всегда с поистине уникальной иллюзорностью, и по этой причине, особенно статуи с изображением женских фигур, так востребованы коллекционерами".

Это высказывание может показаться чрезмерно восторженным, преувеличенным. Но все же не стоит его относить только за счет близкой дружбы Де Губернатиса и Альбано. То что Сальваторе Альбано действительно был талантливым скульптором вполне наглядно подтверждает статуя "Счастливый сон" из собрания Радищевского музея. Большие лебединые крылья, длинная гибкая шея, удлиненные пропорции фигуры вызывает ассоциацию с образом Девушки-Лебедя — одного из самых популярных в искусстве конца XIX века.

С изгибом белых шей влекущих,

В сказаньях северных ночей,

У Рейна старого поющих

Видали женщин-лебедей.

Из этих женщин между нами

Порой является одна,

Бела, как там, над ледниками,

В холодном воздухе луна...

Именно с лебедем сравнивал польскую красавицу Марию Калергис (Калержи) знаменитый французский писатель Теофиль Готье в посвященном ей стихотворении. В 1875–1876 годах Петр Ильич Чайковский работал над балетом "Лебединое озеро". Камиль Сен-Санс в феврале 1886 года написал сюиту для камерного ансамбля "Карнавал животных", в которую входит знаменитая пьеса "Лебедь" (на эту музыку спустя 20 лет хореограф Михаил Фокин поставил для Анны Павловой балетный номер "Умирающий лебедь"). В 1900 году Михаил Александрович Врубель создал знаменитую картину "Царевна-Лебедь".

Сальваторе Альбано сумел не только уловить модные идеи в искусстве и тонко отразить их в своем произведении, но создал свой совершенно особый образ Девушки-Лебедя.

Характер и душевные качества скульптора вызывали не меньшее восхищение современников. "Альбано — Благородное сердце", так называли его близкие друзья. Этот эпитет может быть звучит несколько пафосно. На самом деле он был вполне заслужен и справедлив.

Рассказы современников об этом скульпторе, его жизни, отношениях с другими художниками представляют Сальваторе Альбано как великодушного и щедрого человека. Он происходил из очень небогатой семь и деньги для учебы в Академии изящных искусств в Неаполе собрали его земляки, которые поверили в талант начинающего скульптора. И этого Альбано никогда не забывал и стремился всегда сам помогать молодым художникам. Свои наиболее популярные работы скульптор охотно повторял в репликах, жертвуя полученные деньги нуждающимся студентам.

Достигнув в конце успеха и процветания Сальваторе Альбано задумал создать "Фонд Альбано", для оказания помощи начинающим талантливым скульпторам. Наследники мастера — "ненасытные и жадные", как назвал их биограф скульптора Уго Кампизани, не удовольствовавшиеся оставленной им долей наследства, начали судебный процесс. Он длился долго и завершился только с израсходованием всех средств, изначально предназначавшихся для Фонда. "Так, — с пафосом заключает Кампизани, — потерпела крах главная мечта Альбано и многие молодые скульпторы остались лишенными какой-либо практической финансовой помощи и возможности сформироваться профессионально на ниве столь трудного искусства, каким является скульптура".

В Радищевский музей статуя «Счастливый сон» попала в 1919 году в составе национализированной коллекции Александра Семеновича Юрьевича, владельца саратовской усадьбы "Лопуховка".

Александр Семенович Юрьевич происходил из небогатой, но славной своими традициями дворянской семьи. Его отец — Семен Алексеевич был одним из воспитателей Цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Сам Александр Семенович служил чиновником для особых поручений при начальнике Главного штаба в Петербурге. Однако, в конце 1872 года, беспокоясь о состоянии здоровья жены и детей, которым был вреден Петербургский климат, вышел в отставку и поселился в своем Саратовском имении. Но перед этим, вместе с женой они предприняли путешествие в Италию, где и приобрели статую "Счастливый сон".

Пережив трагедии и смуту революционных лет эта работа попала в Радищевский музей и мы надеемся, что она будет и дальше радовать наших посетителей.

Щетина Мария Викторовна,

старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Радищевского музея

www.museum.ru/N43508
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.08.2019  x    ?  


День рождения Льва Толстого. Программа событий

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Музыкальный пикник на форте Поспелова

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

День памяти Марины Цветаевой

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Яблочный Спас в Суздале

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Лаборатория «Сделано в музее» определила своих будущих лаборантов

Выставка «Русский военный костюм» в Орловском краеведческом музее

Даня Акулин. Пенумбра

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru