На протяжении многих лет сотрудники Радищевского музея ведут музейно-педагогическую работу с детьми различных возрастов и категорий. Важное место в ней отведено программам для детей и подростков с ограниченными социальными и физическими возможностями. Одна из таких программ, - "Прикосновение к Радуге",- в 2010-2011 годах проводится в музее при поддержке ОАО "Северсталь".
В последнее время во всём мире большое внимание уделяют методу арт-терапиии и наш музей не исключение. Арт-терапия означает "лечение,посредством художественного творчества" или "использование искусства, как терапевтического фактора". Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства состоит в том, что с его помощью можно исследовать различные чувства и выражать их на символическом уровне. Музейная арт-терапия - инновационный метод, который имеет огромные возможности использования изобразительного искусства и музейной среды для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека.
Современная арт-терапия подразделяется на два вида - экспрессивную и импрессивную. Экспрессивная арт-терапия, раскрывая внутренний ресурс, использует самостоятельное творчество человека. Представители второго направления используют для терапии готовые произведения искусства (картины, скульптуру, музыку) профессиональных творцов. Главным исцеляющим фактором является высокий уровень произведений и, соответственно, высокий уровень переживаний, закодированных в них. Знакомясь с художественным произведением, человек открывает для себя не только внутренний мир и опыт другого индивида, но и узнаёт свои чувства, эмоции, возникающие при непосредственном восприятии музейных экспонатов. Оба эти направления могут быть успешно реализованы в пространстве музейной среды (на экспозиции и студийных помещениях), помогая детям в развитии восприятия, визуальной грамотности, постижении собственного Я, способствуя творческому самовыражению и социальной адаптации.
В этом году с 6-го по17-ое июня благодаря поддержке ОАО "Северсталь" мне была предоставлена уникальная возможность принять участие в стажировании в Институте практической психологии "Иматон" (г.Санкт-Петербург) по теме: "Арт-терапия: многообразие подходов". Мне как педагогу, занимающемуся в музейном пространстве, было просто необходимо посещение подобных занятий, так как любое общение с первоклассными специалистами в области арт-терапии очень ценно, тем более что таковых в России на данный момент немного. Занятия были очень интересными и информативными, проводил их доктор медицинских наук, заведующий кафедрой арт-терапии, председатель РОО "Арт-терапевтическая ассоциация", вице президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации А.И.Копытин. По окончании курсов участникам были выданы свидетельства с правом использования арт-терапевтических техник и методов в своей работе, а также документ о вступлении в "Ассоциацию арт-терапевтов России".
Курсы помогли систематизировать и расширить знания по арт-терапии, познакомили с новыми арт-терапевтическими техниками, а главное позволили проанализировать и скорректировать работу с детьми. В результате, появилось много планов и проектов, которые, я надеюсь, сделают занятия с детской аудиторией в Центре музейной педагогики Радищевского музея, более эффективными и интересными.
Кузнецова Наталья Михайловна,
младший научный сотрудник Центра музейной педагогики