Именно под таким названием проект музея Е.А. Боратынского – филиала Национального музея Республики Татарстан – стал победителем конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Музейные исследования».
Конкурс Благотворительного фонда В. Потанина считается одним из самых престижных и популярных музейных конкурсов России. Он направлен на становление активных творческих поисков, повышение профессионализма музейных сотрудников, активное взаимодействие музеев с обществом.
С 2006 года Национальный музей Республики Татарстан является постоянным участником конкурса, ежегодно направляя более 10 проектных заявок. Он становился финалистом и победителем (2006), его проекты выходили в полуфинал (2007, 2010).
В этом году проект «Белый путь, или Русская Одиссея», как и проект «Музыка музея» (2006), стал победителем в номинации «Музейные исследования».
Проект явлется комплексным научно-практическим исследованием, направленным на изучение конкретно-исторической основы автобиографического романа правнучки поэта Е.А. Боратынского О.А. Ильиной «Белый путь. Русская Одиссея 1919 – 1923» и подготовку первого издания этого романа на русском языке.
Проект включает:
- проведение исследовательской историко-документальной экспедиции по маршруту, который был пройден героями романа и реальными людьми – их прототипами – Казань – Курган – Омск – Новосибирск – Ачинск – Красноярск – Чита – Харбин (Китай);
- подготовку оригинал-макета романа «Белый путь. Русская Одиссея 1919 - 1923» с комментариями;
- открытие выставки «Русская Одиссея», посвященной судьбам жителей нашего города в период Гражданской войны;
- проведение научно-практической конференции «Гражданская война от Поволжья до Харбина: экзистенции личных судеб».
Проект открывает для Казани и Татарстана важную тему участия казанцев в Гражданской войне. История Белого движения активно изучается с точки зрения военных событий, биографий известных персоналий, однако другая сторона войны – трагические судьбы, быт, эмоционально-психологическое состояние гражданских лиц, оказавшихся в непосредственном потоке событий, – не стала пока самостоятельным объектом научных исследований, в т.ч. музейных.