Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".
Картина "Крещение Господне" кисти пармского художника XVI века Якопо Цангвиди, мало знакома зрителям Радищевского музея. Иногда её можно видеть на временных выставках, но чаще всего она пребывает в запасниках. Причин - несколько. Во-первых, большие размеры полотна. Высота - более 2-х метров, ширина — около полутора. В советские атеистические времена мог раздражать сюжет произведения, написанного как церковный образ и большой крест, почти во всю высоту изображения. По традиционной иконографии, креста здесь не полагалось, на берегу Иордана, в сцене Крещения. Он написан значительно позднее, возможно, в XVIII веке, когда любили переделывать произведения старых мастеров,сообразно собственным понятиям. В целом полотно серьёзно пострадало от позднейших реставраций и некоторые другие части тоже написаны заново. Якопо Цангвиди, прозванный Бертойя. "Крещение Господне".
Но даже в таком виде картина производит сильное впечатление. В XIX веке, историк искусства, А.Трубников, увидев её в царской канцелярии, назвал "великолепной".
Имя автора, Якопо Цангвиди, более известного по своему прозвищу "Бертойя", известно лишь специалистам. Его картины очень редки в музейных собраниях. В каталогах отечественных музеев мы нашли только один рисунок Бертойи в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Художник родился в Парме в 1544 году. В книге Э. де Эрба о Парме 1573 года говорится о молодом художнике, подающем большие надежды. В некоторых источниках дата его смерти обозначается 1619 годом. Более принята другая дата - 1573 или 1574 год. Таким образом, автор нашей картины, Якопо Бертойя, прожил всего 30 лет. Однако, художник многое успел.
Самая ранняя из его работ — хоругвь "Мадонна делла Мизерикордия" (Богоматерь, защищающая людей своим покровом) относится к 1564 году. Известно несколько алтарных картин. К их числу относится и наше полотно, скорее всего, неизвестное на родине художника.
Видимо, главным делом для Бертойи была настенная живопись. Он расписал церковь Сан Доменико в Болонье. В 1568 году в Риме по заказу кардинала Алессандро Фарнезе Бертойя начал декорацию Ораторио дель Гонфалоне. В 1569 назначен главой работ в палаццо Фарнезе в Капрароле. Центральное произведение художника - фрески в палаццо Дукале в Парме, заказанные Оттавио Фарнезе. Он выполнил также фрески во дворце Рокко ди Сан Секондо в окрестностях Пармы. На протяжении 10 лет, отпущенных ему судьбой, манера его живописи менялась. Вначале он выработал элегантный и утонченный стиль, следуя знаменитому соотечественнику, Франческо Пармиджанино. Их работы иногда путали. В последние годы в его манере стало заметно следование стилю Микельанджело и Рафаэля. С этим периодом возвращения к классическому построению картины, крепким, скульптурным формам можно связать картину из Радищевского музея "Крещение Господне".В изображении события художник также придерживается классической иконографии.
Апостол Марк в своём повествовании свидетельствует. "И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоволение" (Мк,1, 9-11).
Художник точно следует тексту евангелиста. В облаках изображён Бог- отец, над головой Христа, в виде голубя, Дух Святой. Вся Троица! Праздник Крещения, по-другому, называется - "Богоявление".
В XVI веке, когда потребовалось укреплять устои римско - католической церкви, Христа, стоящего в Иордане перед Иоанном, стали изображать коленопреклонённым. Этим подчёркивалось смирение Христа, принимающего несмотря на свою безгрешность, обряд очищения.
Картина "Крещение Господне" была получена Эрмитажем в 1811-1812 году из Франции, от Диминика Виван-Денона. В 1770-е годы он служил секретарём французского посольства в России, но был изгнан, как считали современники, за шпионскую деятельность.
Доминик Виван-Денон известен прежде всего как создатель и первый директор Лувра, крупнейшего музея Франции. В поисках шедевров он колесил в свите императора Наполеона по всей Европе. Возами вывозил картины из Италии. Он формировал не только Лувр, но и свою личную коллекцию, а также, по договорённости с Александром 1, отправлял картины в Россию. Так что "Крещение Господне" Якопо Бертойи, возможно, является трофеем наполеоновских походов. Денон сообщал, что приобрёл картину в Италии, в церкви, для которой она была создана, и просил не сомневаться в подлинности произведения. Из какого храма северной Италии была извлечена наша картина мы не знаем.
Она была приобретена для Эрмитажа и включена в каталог 1838 года. Позднее картина украшала Императорскую канцелярию. В 1885 году была отправлена в саратовский Радищевский музей. Можно не сомневаться, что картина талантливого итальянского мастера XVI столетия, образец алтарной живописи позднего Возрождения со временем покинет запасники и займёт достойное место в экспозиции Радищевского музея.