В День защитника отечества в Мраморном дворце Русского Музея открылась выставка "Новоновосибирск", подготовленная художниками Алексеем Беляевым-Гинтовтом, Андреем Молодкиным и фотографом Глебом Косоруковым в соавторстве с композитором Дмитрием Максимовичем Шостаковичем. Проект "Новоновосибирск" включает в себя три составляющие: 7 монументальных картин, созданных А.Беляевым-Гинтовтом и А.Молодкиным шариковой ручкой на грунтованном холсте; cерию из 12 постановочных фотографий "Монументы" Г.Косорукова и созданный Д.М.Шостаковичем специально для этого проекта марш "Наша победа". По мнению авторов, их произведения несут в себе стремление к тому, чтобы "десятилетия темного дионисийского безвременья сменились аполлонической ясностью." Пропагандируя "новую серьезность" художники создали "концептуальный эскиз города будущего, расположенного вблизи Новосибирска - города, находящегося в геометрическом центре Евразии". Таким образом, Мраморный дворец превратился в место для осуществления утопии, выдержанной в стиле академизма и сталинского фундаментализма. Громадные холсты, зарисованные шариковыми ручками (на каждый уходило несколько сотен) и фотографии в духе уже неоднократно эксплуатировавшейся темы "Строгого юноши", по признанию Андрея Молодкина, одного из авторов проекта, - попытка в ситуации всеобщего хаоса "что-то организовать, и, как бы, построить какую-то симметрию, выбрать какие-то точки отсчета". Что организовать и какие точки отсчета выбрать, авторами, по вполне понятным причинам, не уточнялось. Министерство сельского хозяйства, изображенное в форме гигантского колоса или космодром в форме лебедя, кажется и не предполагают эти уточнения - речь, скорее, идет о беззаветной преданности эстетическим идеалам неоакадемизма и ностальгической приверженности поэтике старых песен о главном. Последние на вернисаже воплотились в хор моряков, исполнявший в Мраморном зале песню "Варяг", и музыку Шостаковича. Как сказал зав.отделом Новейших течений ГРМ и один из кураторов выставки Александр Боровский, "после проектов пессимистичных, аналитичных, демонстративно скучных, натужно веселых, у нас впервые за год такой полноценно-веселый оптимистический проект". Этот оптимизм, впрочем, был слегка нарушен. Присутствовавшие на вернисаже члены товарищества "Новые тупые" Вадим Флягин и Владимир Козин, заразившись духом всеобщей радости и искрометного веселья, перешли от созерцания моряков и полотен к действиям. Внезапно для организаторов и для самих себя Тупые исполнили перформанс "У крокодила зубастая пасть", заключавшийся в как можно более громком выкрикивании названия самого перформанса. Подобная веселость, видимо, была расценена авторами выставки не вполне симметричной, поскольку к месту действия сразу был вызван наряд милиции, а Александр Боровский, появившийся через несколько минут, заявил, что он "будет пороть Тупых розгами в подвалах Русского музея". Является ли подобная практика обычным делом в отделе Новейших течений или пока только мыслится как часть Новейшего порядка в руководимом им "городе Солнца", Боровский не уточнил. (Марта Юнг "Арт-Питера"
www.artpiter.spb.ru)