НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Марко Риччи "Пейзаж с Иоанном Крестителем"

c 12 мая по 20 июня 2011Саратовская область
Марко Риччи ''Пейзаж с проповедью  Иоанна Крестителя''. Радищевский музей. конец 17 - начало 18 века
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".

В последнее время в музее всё чаще слышатся вопросы зрителей: откуда происходит та или иная картина, статуя, ваза? Мы начинаем понимать, что за каждым предметом незримо присутствует человек. Благодаря чьим-то трудам мы можем созерцать произведение искусства. Мы осознаём, что коллекционирование произведений искусства - очень значительная часть отечественной культуры. Коллекционеры — удивительные люди. Собирая произведения искусства, они как будто преследуют личный интерес. Результат их трудов почти всегда в конечном счёте становится достоянием общества, предметом национальной гордости.

В инвентарной книге музея мы не всегда находим сведения о происхождении произведения, особенно, если оно поступило в 1920-1930-е годы. В наше время восстанавливается интерес к личности каждого собирателя, который некогда с любовью подбирал свою коллекцию, приобретал, бережно сохранял. Нам важно осознавать нашу связь с ушедшими поколениями, восстанавливать живую нить благодарения и памяти.

Алексей Петрович Боголюбов, основатель Радищевского музея в Саратове, в своё время сумел заинтересовать идеей Радищевского музея многих своих современников и не только в России. У нас есть картины французских художников с дарственными надписями Радищевскому музею. Одним из тех, кто энергично поддержал музей в первые годы его существования, был русский художник Владимир Дмитриевич Сверчков. Он завещал музею небольшую, но очень ценную коллекцию старой живописи.

До последнего времени имя художника относилось к числу забытых и только в 1990-е годы возрос интерес к его личности, главным образом, в связи с витражами его работы, хранящимися в Государственном Русском музее. Биография Владимира Дмитриевича Сверчкова, прежде умещалась в несколько строк. Теперь мы можем получить ясное понятие о жизни и деятельности талантливого художника, о его оригинальной личности.

Дата рождения его окончательно не установлена - 1820 или 1822 год. По желанию отца, он стал военным. Но очень скоро в чине подпоручика вышел в отставку, как написано в биографии, "по страсти к искусству". Получив золотую медаль в Академии Художеств, он продолжал учёбу в Мюнхене и Париже. Организовал мастерскую художественного декора и витража под Мюнхеном. Работы мастерской получали высокие награды на российских и международных выставках. В 1873 году из-за состояния здоровья Владимир Дмитриевич уехал во Флоренцию, где и умер в 1888 году. Получается, что большая часть его жизни была прожита за пределами России. Видимо, ему было важно, чтобы память о нём сохранилась в Отечестве.

Коллекция, завещанная им Радищевскому музею, невелика, но подобрана со вкусом и знанием дела. Три классических портрета XVII века, натюрморт собственной работы, большой пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя.

Этот "Пейзаж" мы и хотим сегодня Вам представить.Марко Риччи (ранее — С. Роза) "Пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя"

Он всегда считался произведением знаменитого неаполитанского художника 17 столетия Сальватора Розы, предтечи всего романтического направления в европейском искусстве.

Экспрессивная живопись этой картины необычна для своего времени и более созвучна нашему. В ней - состояние тревоги. Возвышенный, суровый стиль делает её очень привлекательной среди картин итальянских художников эпохи барокко. Автор картины отказывается от спокойной симметрии форм, принятой в картинах того времени, от приятных сочетаний красок, гладкости письма. Он любит сумрачные тона в их контрасте с яркими вспышками света. Всё сумрачно, тревожно в природе. Всюду острые скалы , под ними - тёмные впадины. Ни зелёных полянок, ни трепещущей листвы! Стволы деревьев словно исполины поднимаются от земли к самому небу. Изломаны бурями их стволы и ветви. Вверху - огромные массы несущихся облаков. Суровый ритм как будто исключает возможность человеческого присутствия.

Однако, художник семнадцатого века не мог обойтись в своей картине без важного и поучительного рассказа. Природа была только фоном для изображения великих событий. Чистый пейзаж без всякого литературного подтекста, без высокой идеи казался недостаточным.

Так и здесь! Узнаётся вдохновенный призыв Иоанна Крестителя. Перед ним, в бурном потоке,видны фигуры людей, принимающих Святое крещение. Жесты рук, движения фигур вторят бурному состоянию природы.

Как мы уже говорили, пейзаж всегда считался произведением Сальватора Розы. Его картины описываются примерно так:"В просвете между деревьями возникает гряда скал, бесконечные пустынные пространства открывают картину свободной игры природных сил. Это мир хаоса, нарушенных закономерностей.". "В неверном тревожном освещении... открываются пространственные провалы...взгляд... безуспешно ищет устойчивых форм.". Это описание вполне отвечает нашему пейзажу. Сальватор Роза и сейчас бы считался автором картины, если бы не были проведены её технологические исследования. Изучая параллельно художественные собрания Саратова и Серпухова, технологи обратили внимание на абсолютное тождество живописи двух картин. Близкое сходство было не в сюжете, а в манере самой живописи, характере мазка, колорита.

Исследователями был сделан вывод: оба пейзажа принадлежат кисти одного мастера. Серпуховская картина является работой известного венецианского пейзажиста рубежа XVII - XVIII веков, Марко Риччи. Проверяя новую версию, удалось найти в различных собраниях мира ещё несколько картин Марко Риччи, очень близких нашей. В молодости художник был настолько увлечён романтическим искусством Сальватора Розы, что его работы не раз приписывали кисти знаменитого неаполитанского мастера. Вероятно, Марко Риччи и является настоящим автором картины "Пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя" из собрания радищевского музея в Саратове.

Л.П. Краснопёрова, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Радищевского музея.

www.museum.ru/N42891
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, конференции

важные события  x    ?  

новости от 22.08.2019  x    ?  


Фотовыставка Юозаса Будрайтиса "Мой Париж" в Русском музее фотографии

Миниатюры из ларца императрицы вернулись в Россию

Фестиваль китайской живописи Гунби

Выставка "Наша маленькая планета" в Русском музее фотографии

«Путь художника». Авторские принты. Ксения Воскобойникова

VIII Международный фестиваль монотипии "Смотреть и Видеть"

Выставка «Неповторимый мир театра: Япония» во Всероссийском музее декоративного искусства.

"Ночь кино" и открытие нового киносезона в Третьяковской галерее

Культура народов Севера в рисунках детей разных поколений. От Москвы до Сахалина

Фотовыставка "Нижний Новгород - Сувон" в Русском музее фотографии

Игорь Иванов "Баллады иных миров"

Фестиваль «Лето. Музей. Культура» в «Шолохов-Центре»

Бахрушинский музей открывает театральное пространство в творчестве Кустодиева

Выставка "Душа России" в Томском областном художественном музее

Названы победители конкурса тревел-грантов программы "Музеи Русского Севера"

VI Международный фестиваль современного анималистического искусства "ЗооАрт"

Ночь кино в Музее истории ГУЛАГа

Выставка произведений Елены Пасхиной

Новая Третьяковка. Начало. Дар В.Н. Сукоян

Выставка к 125-летию со дня рождения Юрия Тынянова

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка Юрия Яковенко «Сны античности»

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru