15 апреля 2011 года.
«Общее пространство»
В музее «Новый Иерусалим» открывается выставка скульптуры Марата Бабина и графики Дмитрия Терехова.
Идея объединить на выставке произведения художников, никогда друг друга не знавших, возникла случайно. Но, возникнув, показалась правомерной: творчество мастеров, несмотря на все различия, принадлежит к общему пространству Культуры, которое они осваивали, а Дмитрий Фёдорович Терехов продолжает осваивать, с одинаковой степенью серьёзности и напряжения. Искусство художников – это искусство не о том, что лежит на поверхности, а о глубоких внутренних смыслах, воплощённых в разных пластических формах.
Открытие выставки: 15 апреля в 15:00. Вход свободный.
Выставка продлится до 15 июля 2011 г.
Место проведения: Выставочный корпус музея «Новый Иерусалим».
Марат Бабин (1929-2010). Скульптура
Марат Рувимович Бабин закончил Высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). С начала 50-х годов занялся скульптурой. К 1950-м же годам относится его знакомство с Б.П. Чернышёвым, которого можно считать его духовным учителем. Таким учителем Борис Петрович был для многих молодых художников, посещавших студию рисунка, центром и душой которой был Чернышёв. Близость к его работам прослеживается в манере исполнения ранних рисунков и рельефов Бабина. Но, главное, что, безусловно, перенял Бабин у своего наставника - это творческая свобода и бескорыстное служение искусству.
Свобода эта проявлялась у мастера и на уровне сюжетов, когда он в 1960-е годы обращался к таким темам как «Иисус и Петр» или «Иеремия», и в пластике произведений. В лаконичных формах, наклоне спины, точном жесте рук, скульптору удалось передать глубину скорби Иеремии, обособленность фигуры Иисуса, заранее знающего об отречении Петра.
Марат Рувимович Бабин работал в разных материалах, в фигуративной и, условно говоря, абстрактной скульптуре. К открытиям художника принадлежат произведения, сделанные им из склеенного дерева. Простыми «рублеными» формами мастер создаёт образы–метафоры. Сложно представить, как иначе можно было бы изобразить, например, «Землю», если не «суровой оголенностью», монументальной лапидарностью объёмов.
Предельно выразительны пространственные композиции Бабина. Сделанные из простого материала – склеенных дощечек и металлических стержней – они, как правило, соединяют в себе вертикаль – порыв вверх – и сдерживающую этот порыв горизонталь. «Бесплотные», линеарные композиции обладают качеством, неотделимым от лучших образцов пластического искусства: создают вокруг себя мощное эмоционально заряженное пространство.
Дмитрий Терехов (г.р. 1936). Графика
Дмитрий Фёдорович Терехов окончил Строгановское училище, факультет художественной обработки металла. Работал как художник-медальер, книжный иллюстратор, создатель керамических рельефов. «Пластичность» отличает и графические листы художника. Сопоставляя разные планы, мастер обращается к технике коллажа, разрезает и склеивает бумагу, - заново «лепит» её и достигает этим максимальной образной выразительности.
В цикле произведений «Крестный путь» (2004-2005), состоящем из 14 листов, мастер использует два слоя бумаги, изображая «скорбные» рисунки в прорывах листа и создавая тем самым «иное» пространство. К евангельской теме Дмитрий Фёдорович обращается на протяжении всего творческого пути. Собственно, она для него не просто тема искусства, а попытка ответить на самый главный вопрос жизни. Мучаясь этим вопросом, художнику, кажется, удалось заглянуть в невидимый мир, настолько убедительны изображённые им евангельские сцены.
За каждым листом мастера стоит пережитое, поэтому такой пронзительностью отличается его серия «Больница», пейзажи русской провинции, уголков старой Москвы. Большие, как правило, чёрно-белые листы передают ощущение бесприютности пространства. В этом пространстве с руинами церквей и покосившимися постройками как бы нарушена изначальная логика.
По особой логике строятся и натюрморты Терехова. Простые предметы – швейные машинки, чашечки и пр. – художник изображает в пейзаже, чуть ли не с высоты полета. Перед зрителем разворачивается своего рода сцена, где «герои» кажутся утратившими свой привычный мир. Этот «театр», создаваемый художником в 1990-2000-е годы, как и всё у него, безусловно, не о вещах, а о людях.
В последние годы Д.Ф. Терехов часто пишет портреты. Эти портреты можно назвать портретами-воспоминаниями о друзьях и учителях, на которых Дмитрию Фёдоровичу везло. В 11 лет он познакомился с С.Т. Рихтером. Это знакомство, переросшее в дружбу, длилось до конца дней великого музыканта. И сейчас художник продолжает мысленное общение со Святославом Теофиловичем, результат этого общения – серия портретов Рихтера.
В галерее портретов, написанных Тереховым, образы его учителей по Строгановскому училищу: художника М.С. Перуцкого, В.Е.Егорова, и, конечно, Р.Р. Фалька, мастерскую которого Дмитрий Фёдорович посещал.
Д.Ф. Терехов никогда не работает с натуры. Не с натуры написаны и портреты его близкого друга известного режиссера Юрия Норштейна, но, глядя на них, убеждаешься в правоте художника о том, что «вымысел правдивее и лучше правды». По крайней мере, тот вымысел, за которым стоит напряжённая работа мысли и чувств.
Скачать фото некоторых работ М.Бабина и Д.Терехова можно по ссылке: http://narod.ru/disk/8915526001/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC.rar.html