В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг. творчество В.Колотева занимает особое место. Оказавшись в Москве после окончания Бутурлиновского художественного училища, воронежской обл. в 1975 году, художник влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в квартирных выставках. С самого начала творческого пути работы Колотева носили иронический и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной жизни московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на фабрике, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на М.Грузинской - цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по природе созерцательным человеком, Колотев чуждался тусовочной жизни подполья, предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом Арбате. Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех, художник создал уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности, скуке, страстишкам советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу Москвы застойного периода и суетных надежд первых лет перестройки. По словам тонкого искусствоведа, известного знатока истории живописи 60-90гг В.П.Цельтнера, работы Колотева будут являться документом, по которому следующие поколения зрителей, будут изучать эту эпоху.
Жанровые картины В.Колотева не имеют аналогов в истории нонконформистского искусства в СССР. Художники круга Малой Грузинской: В.Калинин, А.Туманов, Д.Гордеев обращались к элементам жанра в своих картинах, но совсем ином, чем Колотев художественном контексте. Если у Калинина - это сфера романтико-метафизического лирического дискурса, у Туманова - обращение к ретро картинкам дореволюционной сказочно-идеализированной жизни праздников и ярмарок, то у Гордеева - это репортажно-документальные композиции, посвященные жизни Московской художественной богемы 60-70гг. И только В.Колотев в своих жанровых картинах сумел создать типичные запоминающиеся образы советского обывателя, трактование в иронически-точном и, одновременно, добром, снисходительном изобразительном ключе. Это удалось благодаря острому взгляду наблюдателя, художественной памяти и блестящему мастерству рисовальщика.Работы Колотева совершенны с точки зрения владения техникой живописи, характерны любовью художника к деталям обстановки, костюмам персонажей, освещению интерьеров, безупречному композиционному чутью. Несомненная ценность работ Колотева в том, что в годы жесткой идеологической цензуры, не имея социального заказа и какой либо материальной поддержки, он сумел выразить в них исторически-типическое и одновременно «поймать» архитипические черты отечественного обывателя. Позже художник продолжил жанровую линию в «Пасторальной» серии, посвященной жизни российского села. Работы Колотева завораживают метафизической глубиной, экзистенциальной тайной навсегда ушедшей эпохи, вызывая у зрителя, особенно старшего поколения, ностальгические переживания, яркую эмоциональную реакцию. Важно отметить, что к теме московской коммуналки Колотев обратился раньше И.Кабакова и В.Янкилевского с их «дверными» инсталляциями, показанными в залах на М.Грузинской в 1983 году. Работы Колотева получили высокую оценку искусствоведов в зарубежных музейных экспозициях: в частности в проектах «ИСКУССТВО 60-90гг в России» в Германских музеях, организованных В.П.Цельтнером в 1993-1996гг.