20 февраля Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина открывается выставка "Страна живительной прохлады…". Она продолжает цикл экспозиций, представляющих фонды Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и его традиционных российских партнеров - музеев, обладающих уникальными сокровищами искусства Северной Европы: Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Государственная Третьяковская галерея, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Петергоф".
В состав выставки вошли более 70 произведений живописи, 50 - графики, а также скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства. Выставка является выставкой-публикацией - многие экспонаты ранее никогда не выставлялись и были известны только узкому кругу специалистов. Среди экспонатов выставки - произведения известных скандинавских портретистов, работавших при дворе императрицы Екатерины II, картины и гравюры наиболее известных художников рубежа XIX-XX веков из коллекций С.И.Щукина, М.А.Морозова, И.С.Остроухова, Ратьковых-Рожновых. Отдельный раздел составили произведения декоративно-прикладного искусства, и, прежде всего фарфор датской Королевской фарфоровой мануфактуры конца XIX - начала XX столетия из собрания императрицы Марии Федоровны.
За последние сто лет искусство наших северных соседей было основательно забыто - последние крупные выставки скандинавского искусства в России состоялись в конце 1890-х. А между тем лучшие живописцы из Дании и Швеции получали основные заказы на парадные портреты Екатерины II и ее придворных, многие русские аристократы мечтали о скульптурах Торвальдсена, а императорский двор по праву гордился уникальным экземпляром фарфорового сервиза "Flora Danika", созданном на знаменитой Датской Королевской фарфоровой мануфактуре.
На рубеже XIX-ХХ веков скандинавская культура буквально захватывает Россию: коллекционеры и меценаты вкладывают огромные суммы в произведения Северного искусства, интерьеры особняков переполнены датским и шведским фарфором в стиле модерн, на сцене МХАТа идут драмы Ибсена, знатоки музыки восторгаются Григом и Сибелиусом, поэты создают целые циклы произведений, посвященных Скандинавии. В одном из них Николай Гумилев, восхищаясь природой северного края, называет его "Страна живительной прохлады…".
Революция сменила многие ориентиры, и увлечение изящной культурой Северной Европы было забыто на фоне расцветающего агитационного искусства. Нередко произведения скандинавских мастеров погибали или пропадали без вести. Однако и сегодня музеи России располагают уникальными произведениями А.Рослина, В.Эриксена, Ф.Таулова, А.Галлен-Каллелы, А.Цорна, Э.Мунка и других мастеров, многие из которых имеют заслуженную мировую славу, но будут впервые открыты для нашей публики.
Автор проекта выставки: А.В.Познанская. Координаторы проекта: А.А.Воробьев, Е.Г.Пильник, А.В.Познанская. Специально к открытию выставки издан каталог; во время работы выставки будет проведена конференция "Русско-скандинавские художественные связи в XVIII - XX вв.".
Выставка продлится до 9 мая 2001 года. Пресс-конференция состоится 19 февраля 2001 года в 15.00. Аккредитация на пресс-конференцию по тел./факсу 202-84-81, 203-43-89.