Собрание графики Государственного музея художественной культуры Новгородской земли включает произведения мастеров XX – XXI веков. Состав коллекции дает широкое представление о выразительных возможностях графики, ее видах, типах, о тематическом разнообразии. В собрании музея графика станковая и печатная, прикладная, классическая и новаторская.
Графика, самый нежный из жанров изобразительного искусства, одновременно и самый хрупкий. Графические листы нельзя показывать в постоянной экспозиции: они страдают от воздействия прямого света, влажности воздуха. Для зрителя рисунки, гравюры, офорты извлекают из запасников раз в несколько десятков лет.
Выставка является одной из сменных выставок музея, показывает историю формирования фондов музея, самых крупных и значительных графических коллекций и знакомит любителей искусства с графическими листами, часть из которых экспонируется впервые.
Особенностью выставки является то, что на ней не представлены графические работы выполненные акварелью, гуашью, темперой или пастелью. Основу выставки составили рисунки и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
В графике, наряду с завершёнными композициями - офорты Непомнящего Б.Л. и Кондратьева Д.С., линогравюры Локотькова Н.М. и Завьялова А.И., гравюры и офорты Иванова Э.Н., самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски и зарисовки - это рисунки Журавлева Д.В., Рябова В.С., Соколова С.М., Варенцова А.А. Уникальны портреты, выполненные в лучших классических традициях художниками Мищенко А.С., Новиковой Л.П., Пестовой Т.Г., Журавлевым Д.В., Рябовым В.С., Алентьевым А.Г. Небольшую часть выставки составляют книжные знаки – экслибрисы, выполненные художниками Стуковым В.И., Ивановым Э.Н., Шульгой В.П. Экслибрисы позволяют отразить характер, показать увлечение владельца лаконичным рисунком, выполненным в виде печати и проставляемым на книгах из личной библиотеки.
Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией.
Музей выражает слова благодарности всем родным и близким художников, друзьям, всем дарителям, внесшим вклад в формирование фондовой коллекции музея.