Пространственное решение художественного произведения - одна из важнейших проблем мирового искусства на всём протяжении его развития.
В известной степени стиль произведения определяется тем, как художник относится к пространству картины: воспринимает его, как плоскость или пытается создать иллюзорный объём, ограничивает пространство с помощью рамы или создаёт длинные фризы, использует прямую перспективу или обратную - пространственных решений множество.
Замкнутое рамой живописное пространство европейской картины, развёрнутое в стороны пространство восточных свитков, пространство образующая живопись монументальных фресок, уплощенное пространство декоративных росписей и перспективное решение картин возрождения - каждая эпоха и художественная школа решает эту проблему по- своему. Крупные художники предлагали свои оригинальные варианты.
Но если предшествующие эпохи отличало более менее единое отношение к этой проблеме, то в наше время на любой выставке можно увидеть самые разнообразные решения любой пространственной проблемы. Разнообразие создаёт впечатление хаоса, и никто даже не пытается намекнуть рядовому зрителю, что из этого лабиринта есть выход, поскольку пространственное решение картины или графического листа редко обращает на себя внимание обычного зрителя. Как правило, обсуждение этой темы это удел профессионалов - искусствоведов, которые не спешат излагать свои выводы в доступной форме.
Желая привлечь внимание рядового посетителя галерей к этой важной эстетической про-блеме десять московских художников, предлагая свои варианты, выносят слово «пространство» в название выставки.
Юрий Козак