3 ноября в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника открылась персональная выставка набережночелнинской художницы Сагиды Сиразиевой. Она назвала её «Идел-йорт», подразумевая не буквальный («Волга-дом»), а всеобъемлющий смысл родной земли, общего дома народов, проживающих на берегах Волги и её притоков.
Закончив в 1978 году художественно-графическое отделение Лениногорского педагогического училища, Сагида без сожаления отложила в сторону этюдник: ни мысли, ни желания стать художником в ту пору у неё даже не возникало. Её жизнь мирно текла в берегах семейных забот, меняющихся профессий, пока в 1990 году она не пошла работать в детскую художественную школу №1 г.Набережные Челны. Но и здесь, в творческой атмосфере, тон которой задавали такие известные в республике художники, как Мадияр Хазиев, Рият Мухаметдинов, Рустем Латыпов, она вначале ощутила лишь своё призвание педагога. А что касается собственного творчества, то оно прихотливо устремилось в другое русло и изливалось в поэтических строках.
Всё изменилось в 1998 году, когда неожиданно для всех Сагида Сиразиева начала заниматься графикой. И буквально с первых же работ заявила о себе, как о сложившемся художнике со своими темами, собственным видением мира и даже оригинальной авторской техникой. Оглядывая прошлую жизнь, она не сожалеет, что всё произошло именно так. Ведь это избавило её от неизбежных творческих поисков, сомнений и возможных неудач. Внутреннее духовное созревание, осознание своего места в национальной культуре шло медленно и прикровенно, пока вдруг не принесло обильные плоды.
Начав с отдельных работ («Материнство. Начало начал», «Сон», «Песня», «Мамин цветок») Сагида Сиразиева очень скоро пришла к триптихам, сериям и циклам. Её творческие замыслы уже не вмещались на одном графическом листе, требуя большего пространства и нескольких композиционных решений для воплощения каждой конкретной темы.
Благодаря использованию в качестве основного инструмента гелевой ручки, изображения у неё получаются ясными и чёткими. Традиционная штриховка, свойственная чёрно-белой графике, чаще всего уступает место заполнению пространства листа путём нанесения точек. А это вкупе с изящной пластикой линий придаёт её работам особую прозрачность и лиричность. Ещё одной характерной чертой графики художницы является многоплановость композиций (триптихи «Страдания» и «Смысл жизни»).
На выставке в Елабуге можно увидеть и живописные полотна Сагиды Сиразиевой. Но при всех художественных достоинствах этих работ, выполненных чаще всего в пастозной технике и отличающихся сложным, отчасти импрессионистским колоритом, всё-таки не они, а чёрно-белые графические листы привлекают наибольшее внимание зрителей. Впрочем и сама Сагида Сиразиева считает себя именно художником-графиком, признаваясь, что для неё это самый любимый вид искусства, дающий пищу её уму и позволяющий более точно донести содержание работы до зрителей. При этом лаконичность формы и цвета не мешают художнице создавать рисунки, от которых буквально веет радостью и полнотой жизни («Песня», «Голубой платок»).
Главной и излюбленной темой Сагиды Сиразиевой изначально была и до сих пор остаётся история и культура татарского народа. Немало её работ посвящено булгарскому периоду (триптих «Великая Булгария», цикл «Тысячелетие», иллюстрации к легенде об озере Рабига, серия «Великая степь»). Отдав дань более древним пластам истории, художница хотела бы и в дальнейшем хронологически развивать эту тему. Привлекают её и эпические произведения татарского народа, и стихи Габдуллы Тукая, иллюстрации к которым она делала уже не раз. Национальная тема в произведениях Сагиды Сиразиевой – не дань моде и не стремление снискать конъюнктурную популярность среди соплеменников, а идущее из глубины сердца желание запечатлеть в образах и оставить для потомков те ценности, обычаи и традиции, которые веками бытовали в жизни татарского народа, но уже частично утрачены, а могут быть и навсегда забыты.
С.Ф.Сиразиева член Союзов художников России и Татарстана. Она неизменная участница региональных и российских выставок, дважды – в 2007 и 2010 годах – приезжала на художественные симпозиумы в Елабугу. А двое её воспитанников – Лазарева Мария и Ширяев Денис – становились победителями ежегодного республиканского конкурса детских рисунков «Я рисую как Шишкин», организуемого Елабужским музеем-заповедником. Но, наверное, главной ученицей Сагиды Фавзиевны можно считать дочь Алсу, которая пошла по её следам: она также преподаёт в художественной школе и так же как мать погружена в творчество.
Чем ещё покоряют работы Сагиды Сиразиевой? Тем, что они невольно пробуждают интерес и искреннюю симпатию к татарскому народу. А ещё тем, что можно ничего не знать об этом народе, но, придя на её выставку, перелистать страницы его истории, ощутить поэзию быта, азарт охоты, приволье степей и неотвратимый ход времени, приходящего из вечности и уходящего в вечность, стирающего всё незначительное и сохраняющего то, что достойно оставаться в памяти многих поколений.
Людмила Пахомова, журналист