«От Данте до Платонова»
Мировая классика в книжных иллюстрациях Льва Саксонова
Вернисаж 3 ноября в 18.30
От дантева ада до платоновского «Котлована» – Лев Саксонов, живописец, график, художник книги, вот уже более полувека изображает хрестоматийные человеческие страсти, трагедии и судьбоносные переломы.
Выставка Государственного Литературного музея впервые представит публике наиболее полное собрание книжной графики Льва.Саксонова. Это уже зрелое творчество художника, почти тридцатилетний период его работы. Лев Григорьевич всегда брался за сложные, пронизанные трагизмом произведения. Зритель сможет увидеть его иллюстрации к великим книгам, сокровищам мировой литературы: «Божественной комедии» Данте Алигьери, «Котловану» Платонова, поэме «Двенадцать» Блока, рассказам Чехова «Нахлебники», «Скрипка Ротшильда», «Несчастье».
Выбор таких сложных произведений не случаен: Саксонова всегда интересовали темы смутного времени в истории человечества (Данте), перелома в судьбе страны (Блок и Платонов), трагедии в жизни отдельного человека (рассказы Чехова). Во всех работах художника ощущается важнейший для него мотив сострадания, доброты, жалости к живому существу. Особенно сильно эти переживания выражены в чеховском цикле мастера. К нему относятся самые ранние из представленных на выставке работ (офорты к «Нахлебникам» датированы 1981 годом), и именно к Чехову художник возвращается спустя тридцать лет, словно обрамляя экспозицию написанными этим летом иллюстрациями к «Несчастью».
Столь длительная преданность теме характерна для творчества Саксонова. «Быстро и сразу – не для меня, – поясняет художник. – Бывает, что и в один прием что-то получится, но редко и не лучшее. Обычно мне надо пройти стадию хаоса, и когда во время работы почувствуешь, как проблеск, гармонию, когда уберешь все лишнее – это такая радость (на несколько секунд), выше которой для меня нет. Мне кажется, что этими секундами оправдана моя жизнь».
Лев Григорьевич Саксонов – признанный мастер мирового уровня, член Союза художников России. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музее искусств народов Востока, Государственном литературном музее, художественных музеях Ярославля, Новосибирска и Самары, в частных собраниях России, Германии, Италии, Великобритании, Колумбии, Мексики и Японии.
Книжная графика Льва Саксонова – это не прямое, буквальное иллюстрирование. За брошенным на лист цветовым пятном, за связью штрихов открывается глубокое, полное смятения пространство, трагическое одиночество старых зданий, зверей или драматические судьбы гонимых по свету людей. «Его графическое искусство, – говорит российский искусствовед и художественный критик Анатолий Кантор, – обладает своей сложной и даже обманчивой на первый взгляд структурой. За первым впечатлением от намеков на здания, железнодорожные постройки, стога или на фрагменты человеческого муравейника внимательное, пристальное знакомство обнаруживает сложную, мучительную работу художника над каждым листом, над линией и цветом, над привычными, но всегда трудными приемами офорта, мягкого лака или над техникой гуаши, которая может быть и сразу покоряющей глаз, и нелегкой, неподатливой для требовательного художника...»