НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Путешествовать и рисовать. Рисунки европейских мастеров из Лувра и музея ОРСЕ. 1580-1900

c 22 сентября по 14 октября 2010Москва
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Император Август и Тибурская Сивилла по Порденоне. Около 1607-1608.
Поль Синьяк (1863-1935). Парусник с флагами в венецианской лагуне. 1906
Ян Брейгель Старший (1568-1625). Храм Януса и собор Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме. Около 1593.
Камиль Писсаро (1830-1903). Улица в пригороде Лондона. 1871
Выставка впервые в России покажет рисунки европейских мастеров, крайне редко покидающие стены двух знаменитых музеев. Даже посетителям Лувра и музея Орсе эти работы на бумаге доступны лишь на временных выставках или по предварительной договоренности. Богатство и разнообразие графического фонда крупнейших музеев Франции позволило выбрать тему путешествий, близкую художникам разных эпох и всегда интересную зрителю.

Странствия художников играли важную роль в культурном обмене и накоплении знаний. Страстная жажда новых впечатлений, тяга к приключениям, радость открытия мира объединяла и великих мастеров – Н.Пуссена, А.Ван Дейка, П.П.Рубенса, Ж.-Л.Давида, и менее известных российскому зрителю Ж.-Ф.Амана, Л.Н. ван Бларенберга, Н.Периньона, Ж.-П.Уэля и других художников, работы которых представлены в Третьяковской галерее.

Экспозиция построена по хронологическому и тематическому принципам и включает несколько разделов: «XVII век и зарождение научной мысли», «XVIII век: между реальной и воображаемой античностью», «Романтические путешествия начала XIX века», «В поисках заветных берегов и экзотических стран». Такая подача материала позволяет проследить, как менялись направления, цели и характер путешествий художников, что отражалось не только на выборе изобразительного мотива, но на стиле и технике исполнения произведений.

Центром притяжения для художников XVI–XVIII веков была Италия, где соседствовали христианская и античная культура. Ярким свидетельством такого интереса могут служить работы Яна Брейгеля Старшего «Храм Януса и собор Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме» (ок. 1593) и «Вид каскадов Тиволи» (1593), ставшие своеобразным эпиграфом выставки. Именно североевропейские живописцы создают в Италии особый жанр пейзажа, высоко ценимый со второй половины XVI века. В XVII столетии путешествие в Рим было столь традиционным, что «колонии» иностранных художников занимали целые кварталы. При Людовике XIV была учреждена Французская академия в Риме, с деятельностью которой связаны имена Ю.Робера, Ж.-О.Фрагонара, Ш.-Ж.Натуара. Плоды получаемого здесь художественного образования в полной мере проявятся в XVIII веке.

Начиная с XVII века, все большее число научных экспедиций и дипломатических миссий снаряжалось с участием художников, чьей задачей было запечатление новых, дотоле неведомых мест, их реалий и обычаев. На основе привезенных из поездок рисунков издавались гравюры, что прививало в обществе вкус к страноведению. Развитие археологии в начале XVIII века также способствовало расширению географии путешествий художников. В поездках в Грецию были исследованы и зарисованы античные памятники, открыты храмы Пестума. Вышедшие на основе набросков художников издания имели грандиозный успех, породив моду на стиль а la Grecque, господствовавший в декоративном искусстве и в архитектуре Франции в 1760-е годы.

Наполеоновские походы раздвинули культурные горизонты европейцев. Египетская кампания способствовала естественнонаучным исследованиям, развитию исторической науки, археологии, расширению торговых связей, и через 20 лет «Восточное направление» стало главным для путешествующих художников. А.Доза, Д.Папети, П.Мериме отправляются в Александрию, в Грецию, в Палестину (Э.Делакруа «Молодой араб в своем жилище», 1832; «Марокко. Лагерь», 1832; А.Монфор «Ворота в крепостной стене Бейрута», 1837). В череде открытий дальних стран не была забыта и Россия. «Русские сюжеты» Ж.-Б.Лепренса (ок. 1750), выполненные в технике сепии, сангины, итальянского карандаша, имели большой успех во Франции и пробудили интерес к России у французских энциклопедистов.

В начале XIX века в самой Европе еще оставались области, практически не исследованные художественно: французская провинция, английская деревня и маленькие немецкие города. Следом за художником Р.П.Бонингтоном (выходцем из английской семьи, обосновавшейся во Франции), живописцы открывали красоту западных берегов Франции. Возрос интерес к памятникам Средневековья, чудом уцелевшим во время Французской революции. В 1825 году Виктор Гюго писал в памфлете «Война разрушителям»: «Если и дальше положение вещей не изменится, то у Франции в скором времени не останется ни одного национального памятника, кроме описанных в "Иллюстрированных романтических путешествий по старой Франции", где соперничают в изяществе, воображении и поэзии карандаш Тейлора и перо Ш.Нодье…». Результатом упорных усилий барона И.Тейлора и его друзей и неустанных действий Мериме, прибегнувшего для этих целей к своим связям при дворе Наполеона III, стало создание службы охраны исторических памятников прошлого. Многие архитектурные сооружения не уцелели в мировых войнах ХХ века и известны нам только по изображениям (А.Доза «Реймский собор», около 1830; Э.Изабэ «Замок Витре», между 1850–1860).

Вторая половина XIX века представлена на выставке работами К.Писсаро, К.Моне, П.Гогена, П.Синьяка из собрания Музея Орсе. В это время поездки в страны Дальнего Востока – Китай, Японию, на острова Океании, встреча с новыми экзотическими традициями оказали влияние на сложение новых художественных форм.

Несомненно, художники путешествовали не больше, чем другие европейцы. Однако их роль в открытии и постижении различных культур оказалась первостепенной. В далеких странствиях рисунок был их основным инструментом фиксации новых впечатлений, о чем свидетельствует множество блокнотов с зарисовками. Художник с его природной любознательностью и непосредственностью был во все времена неким катализатором стремлений человечества к исследованию нового, способствуя толерантности и гуманизму.

Выставка – изысканный графический подарок Лувра и Музея Орсе – важный этап в развитии графического проекта, который реализуется в Третьяковской галерее в течение последних двадцати лет. В нем уже принимали участие российские музеи. Теперь проект приобрел международное звучание: знаменитые коллекции позволили расширить географические рамки искусства рисунка для нашего зрителя.

На пресс-конференции выступят: Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева, президент-директор Лувра Анри Луаретт, генеральный комиссар Года Франции-России 2010 Николя Шибаев, Специальный представитель Президента РФ, координатор Года Франции-России 2010 Михаил Швыдкой, главный хранитель департамента графических искусств Лувра, комиссар выставки Катрин Луазель, зав. отделом графики XVIII – начала XX века ГТГ, куратор выставки Ирина Шуманова, председатель совета директоров холдинга «Евроцемент групп» Филарет Гальчев, Президент национального межпрофессионального бюро «Арманьяк» Пьер Табарен.

В торжественном открытии выставки также примут участие Министр культуры РФ Александр Авдеев и Посол Франции в РФ Жан де Глиниасти.

Вернисаж будет сопровождаться выступлениями хора музея-храма Святителя Николая в Толмачах под управлением Алексея Пузакова и музыкантов Союза исполнителей FERMATISSIMA.

Пресс-конференция – 21 сентября в 16.00

Регистрация представителей СМИ – с 15.30

Вернисаж – 21 сентября в 18.00

Выставка открыта с 22 сентября по 14 ноября 2010

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

www.museum.ru/N41011
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Жизнь в средневековом Хорасане. Гениза из Национальной библиотеки Израиля

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

Фестиваль науки в Дарвиновском музее будет посвящен эволюции и юбилею Ч. Дарвина

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"ЗооПалитра" закрывает юбилейный выставочный сезон

"Невавилонская библиотека"

Выставка "Золотое детство" в Угличском музее

Дни российско-вьетнамской дружбы в Военно-медицинском музее

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru