24 - 25 июля 2010 г. в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» состоятся спектакли молодежного театра «Под маской Черубины» (г. Нарва, Эстония): «Под сенью муз» (Тригорское), «Миниатюры» к 150-летию А.П. Чехова (музейный комплекс «Бугрово»).
В этом году в Пушкинский Заповедник вновь приехал отряд доброхотов из г. Нарва (Эстония) под руководством Ирины Евгеньевны Иванченко. Доброй традицией стали их выступления на театральных площадках музея. Мы знакомы уже с их музыкальной программой «Поэзия серебряного века» и этнографические зарисовки «Русские и эстонские игры и песни». Теперь же, в музее-усадьбе «Тригорское» состоится спектакль «Под сенью муз», а на площадке у водяной мельницы в д. Бугрово будут показаны миниатюры по произведениям А.П. Чехова.
Представляя спектакли ребят, И.Е. Иванченко рассказала, что спектаклем «Под сенью муз» коллектив Молодежного поэтического театра г. Нарвы стремился воссоздать ту атмосферу Тригорского дома, которая была дорога сердцу А.С.Пушкина. Поэтому исполнители обратились к эпистолярному наследию А.С.Пушкина, воспоминаниям А.П.Керн, поэтическим произведениям поэта, звучавших некогда в Тригорском. Это сцены из поэмы «Цыгане», которую он читал всем милым обитательницам тригорского дома, и романсы, написанные на стихи А.С. Пушкина. Исполнитель романсов: Изида Галимова, меццо-сопрано, Лауреат международных конкурсов и коллектив Молодежного театра г.Нарвы. Автор инсценировки и постановщик: Ирина Иванченко, член Союза русских литераторов в Эстонии, краевед и исследователь, руководитель отряда Доброхотов г.Нарвы.
Нынешний 2010 год назван Годом Чехова. Антону Павловичу Чехову исполнилось 150 лет. Во всем мире, а особенно в России проходят чеховские фестивали. В его имении Мелехово, в Москве, где долгое время жил писатель, в Таганроге, где он родился, в Ялте, где прожил последние годы. К этому событию поставил свой спектакль и коллектив Молодежного поэтического театра г. Нарвы.
Известно, что Л. Толстой назвал Чехова «Пушкиным в прозе». В произведениях Чехова разных лет пушкинские «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» отозвались рядом творческих трансформаций. Между «Гробовщиком» А.С. Пушкина и рассказом о гробовщике Якове Бронзе («Скрипка Ротшильда»), сопоставление задано как бы изначально.
«Скрипка Ротшильда» - это совмещение несовместимого: скрипка - символ искусства - и Ротшильд - символ богатства - связываются в одно целое. Поэтика названия чеховского рассказа родственна поэтике названий «Маленьких трагедий» Пушкина. Образ Пушкина, тень Пушкина, его творчество сопровождали Чехова всю его недолгую жизнь. 5 января 1900 года А.П.Чехов сообщил сестре Марии о покупке гурзуфской дачки, включающей «кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой». В Гурзуфе эту скалу обыкновенно называют «генуэзской»: когда-то здесь стояла византийская, а потом и генуэзская крепость. «Кто знает край, где роскошью природы...». Именно под сенью Пушкинской скалы Антон Павлович уединился в августе 1900 года. Он приступил к работе над пьесой, в которой звучат строки из «Руслана и Людмилы», а ностальгический рефрен «В Москву, в Москву!» перекликается со знаменитым пушкинским: «Москва! Как много в этом звуке...». Строки эти, кстати, отчеркнуты Чеховым на страницах «Евгения Онегина» в томике, хранящемся на Белой даче в Ялте. Уместно напомнить, что Антон Павлович принял деятельное участие в работе Пушкинского комитета, который был образован по инициативе Великого Князя К.К.
Все это дало нам право, говорит Ирина Евгеньевна Иванченко, соединить эти два имени и представить три чеховских миниатюры, которые показывают все многообразие чеховского таланта: трагическое, лирическое и юмористическое.