НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Студенты-реставраторы отчитались о практике в Радищевском музее

c 12 июля по 1 августа 2010Саратовская область
  В.Л. Ефимкин. Анна Куркина во время защиты проекта. 2010. Радищевский музей
1 июля 2010 в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева состоялся реставрационный совет. Он представлял собой отчет студентов Академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, проходящих реставрационную практику в Саратове.

Следует отметить, что традиция предоставления возможности пройти практику, восстанавливая художественные ценности, именно для студентов Московской Академии сложилась давно. Как правило, студенты реставрировали работы П. В. Кузнецова.

На сей раз практику в музее проходили студенты-темперщики, и объектом их профессиональной деятельности стала икона. При этом реставрировались не только произведений древнерусской живописи Радищевского музея, но и одна работа, принадлежащая епархии, поздняя XIX века, но по характеристике руководителя практики от музея А. Моченцова, «выдержанная по стилю» - «Собор Архангела Михаила».

Древнерусская живопись для практики студентов отбиралась поздняя, преимущественно, для экспонирования в Доме Павла Кузнецова и Балаковской картинной галерее. Каждый из студентов рассказывал о выполненной работе. Фактически все студенты столкнулись с повреждениями, типичными для повреждения иконных досок. Доска, на которой написана икона, утрачивает форму, не профессионалы, как правило ее распрямляют за счет вставки, наполненной опилками. Работа проводится достаточно грубо, и потерявшая форму икона подвергается дальнейшей деформации и утратам в основе и красочном слое. Студенты признают, что самое трудное - работа с доской. Из нее последовательно изымаются инородные вставки, вставляют специальные шпонки – особое искусство реставратора икон, после чего доска выравнивается до уровня основы. Именно это было проделано с иконой «Иоанн Предтеча».

В иконе «Успение Пресвятой Богородицы» было устранено расхождение доски. Шпонки были вынуты, трещины заложены, доски склеены меду собой. В результате очистки красочного слоя изменились цвета – были восстановлены красный и синий цвета в их насыщенном «образном» варианте вместо лилового и оранжевого.

При восстановлении иконы «Сошествие во ад» реставратору пришлось работать со стыками, заполненными опилками. Доске была возвращена форма и произведена очистка красочного слоя. У иконы «Николай Угодник» была раскрыта запись на полях. Та же работа была произведена с иконой «Святой архидьякон Стефан», «афонского стиля», которая пережила пожар. После работы с красочным слоем по краю произведения были обнаружены греческие буквы.

Небольшим по размеру иконам «Воздвижение», «Благовещение» и «Рождество Богородицы» был возвращен экспозиционный вид, а у ряда икон в нимбах святых были гвозди, которые практиканты извлекли, после чего был подведен левкас, восстановлены тонировки. Работа с небольшими иконами «требовала особой тщательности, рукодельности, ювелирности», как отметила руководитель практики Зоя Александровна Захарова.

Большой труд был проделан с иконой «Распятие» накладного характера, которая находилась в угрожающем состоянии. Долгие годы она существовала в разобранном виде. Задник скульптурной религиозной сцены, выполненной в дереве и предназначенной для киота, отсутствовал. Он был восстановлен, и в результате работы с красочным слоем икона оказалась более яркой и выразительной по цвету. Была изменена и ее датировка. Если прежде ее относили ко второй половине XIX века, то в восстановленном своем виде она может быть датирована концом XVIII века.

Увлеченность практикантов, их ответственность за каждое произведение древнерусской живописи, с которым им приходилось работать, была высоко оценена как Реставрационным советом музея, так и заместителем директора по учету и хранению и хранителем темперной живописи Н. В Якуниной и руководителем практики, реставратором музея А. Г. Моченцовым.

Совместная, интересная и взаимовыгодная деятельность Радищевского музея и Московской Академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова перспективна. Ибо студентов очень редко и неохотно берут на работу, а в Саратове они получают возможность работать с музейными вещами и возвращать их музею готовыми к экспонированию произведениями искусства.

Надежда Гришина

www.museum.ru/N40639
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru