Выставка знакомит с коллекцией, переданной в 1964 году в музей-заповедник Людмилой Сергеевной Перекрестовой, прямым потомком древнего дворянского рода Юреневых.
Это вещи пушкинской эпохи: документы, книги, предметы изобразительного и прикладного искусства конца 18 первой половины 19 века. Главная идея выставки - соединить коллекцию в «родственном Тригорском доме», так как Юреневы состояли в свойстве с Вындомскими и Ганнибалами. Сестра Прасковьи Александровны Осиповой (ур. Вындомской, в первом браке Вульф) Елизавета Вындомская вышла замуж за Якова Исааковича Ганнибала и 27 сентября 1797 года родила сына Александра, который в свою очередь женился на Александре Егоровне Юреневой (1801 - 1865).
Род Юреневых записан в VI часть родословной книги Псковской губернии; герб этого рода внесен в III часть Общего Гербовника. Генеалогическая роспись с XIV по XX столетие составлена Г.Н.и Н.А. Юреневыми (СПб., 1903) до 16 колена.
Часть предметов на этой выставке, возможно, принадлежала одному человеку - Александру Алексеевичу Юреневу (1801-март 1875, похоронен в г. Торопце). Это паспорт, выданный Псковским губернским правлением 26 августа 1837 года: «Предъявитель сего служивший в последнее время Торопецким Уездным Предводителем Дворянства, отставной Лейб Гвардии Павловского Полка Поручик Александр Алексеев сын Юренев....из Дворян, 36 лет.....Женат, имеет детей: сына Александра 6, дочерей Ольгу 10, Елизавету 9. У самого его и за женою в Торопецком Великолуцком и Новоржевском уездах 309 душ крестьян....». Это акварельные портреты молодых девушек работы художника А. Покровского. На обратной стороне окантовки есть надписи: «Ольга Александровна Юренева тринадцати лет», на другой: «Елизавета Александровна Юренева двенадцати лет». Имена и возраст изображенных барышень совпадают с именами дочерей А. А. Юренева. Наконец, это печать Александра Алексеевича Юренева,с инициалами «А.Ю» и его альбом, датированный 1821 - 1830 гг. Он прекрасно сохранился и состоит из разноцветных листов со стихами и рисунками с изображениями ветки гвоздики, анютиных глазок, олеандра, гиацинта, розы. На первом листе надпись: «Александр Юренев С.П.Бург 1821, февраль», далее «Не будь ни в чем излишне строги» с подписью: С.П. Бурак, 26 февраля 1821 Альбом содержит множество записей на русском, французском и польком языках. В их числе: «Нам все употреблять для счастия возможно....»
Графические листы дают представление о некогда богатой коллекции гравюр, хранившейся в этом семействе. Это портреты современников А.С.Пушкина - Великого князя Константина Павловича, брата Николая I, и композитора А.Н. Верстовского, положившего на музыку многие стихотворения поэта. И разрозненные листы французских гравюр с картин живописцев голландской и фламандской школы.
Главной ценностью в любой семье того времени была фамильная икона. В семье Юреневых сохранилась икона "Божия Матерь Владимирская", представленная на выставке.
Ряд вещей из семьи Юреневых находится в постоянной экспозиции Тригорского: это портрет неизвестного корнета 6-го уланского Волынского полка 1834 года в комнате Евпраксии Вульф; кувшин с надписью «1839 году» в комнате, посвященной истории сельца Голубово; подписные портреты родителей А.А. Юренева Алексея Яковлевича и Александры Харитоновны (ур. Зуевой) в зеленой гостиной. На обороте мужского портрета: «Писан на 34-м году в Пскове. 1792». На обороте женского: «Писан на 19-м году в Пскове. 1792», копии гравюр из этой коллекции. Несколько вещей Юреневых представлены в постоянной экспозиции Петровского.