17 июня 2010 года в 16.00 в гимназическом здании Радищевского музея, по адресу ул. Первомайская 75, состоится открытие юбилейной выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России. XVIII – XXI век", размещённой на трёх площадках:
"Европейский рисунок 16-19 века". Графика (историческое здание, ул. Радищева, 39).
Живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура (гимназическое здание, ул. Первомайская, 75).
"Любезной библиотеке с почтением...". Книги (гимназическое здание, ул. Первомайская, 75).
"Щепная икона и медная литая пластика". Иконы (Дом-музей Павла Кузнецова, ул. Октябрьская, 56).
Выставочный проект продолжает программу мероприятий 2010 года, приуроченных к 125-летию музея.
В составе выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII-XX века", посвящённой 125-летию со дня его открытия, в графических залах (в корпусе по Радищева, 39) экспонируется европейский рисунок. Наряду с новой возможностью коснуться, на примере этого материала, истории музейного комплектования, представить ее в "лицах", упомянув как можно больше имён собирателей, в графических залах осуществлена идея показа-публикации одной из уникальных и при этом малоизвестных музейных коллекций. Это стало возможным в связи с изданием в 2008 году очередного тома научного каталога музейного собрания, посвящённого зарубежному искусству, в том числе собранию рисунка. Каталог, ставший итогом многолетней работы сотрудников отдела зарубежного искусства, зафиксировал современный уровень представлений о данной коллекции, касающихся основных атрибуционных моментов – подлинности, авторства, датировок, иконографии.
По сравнению с другими обширными разделами фонд европейского рисунка невелик – он насчитывает не более 150 работ. Тем не менее, он охватывает широкий хронологический диапазон – с XVI до XX века включительно, представляя, таким образом, произведения мастеров разных эпох, ведущих европейских школ, ряда стилевых направлений. Формирование этой коллекции началось с фигуры основателя музея А.П. Боголюбова, благодаря которому в Саратове оказалась группа редких рисунков художников XIX века в основном французской школы. Лучшие из них (работы К. Коро, О. Ахенбаха, А. Невиля, Э. Изабе, Ж. Жерома, Т. Гюдена) недавно были показаны зрителям в одной из экспозиций цикла "Графический альбом". В первые годы после открытия музея сюда поступили многочисленные дары частных лиц, среди них – петербуржцев А.А. Журавлёва (1886) и А.М. Зака (1887), в составе которых представлена европейская оригинальная графика. Многие ценные пожертвования были сделаны саратовцами, среди них губернатор М.Н. Галкин-Враской (1916). Следующей страницей музейной истории, продолжившей формирование данной коллекции, стали послереволюционные годы, когда в музей из разных источников (Государственный музейный фонд, саратовские учреждения и организации – университет, отдел ИЗО, общество истории, археологии и этнографии) поступали предметы, происходившие из частных коллекций, национализированных или переданных на хранение их владельцами. Так в музее оказались замечательные художественные реликвии из коллекций Юрьевичей (1919), П.В. Деларова (1919), Васильчиковых (1920), графов Орловых-Давыдовых (1922), князей Горчаковых (1922). В те же годы европейские рисунки поступали и непосредственно от собирателей - Д.А. Юматова (1921), В.Г. Памфилова (1926). Ещё одним весомым вкладом стали работы, переданные в 1966 году потомками А.В. Прахова. Собирательский масштаб каждого из них, разумеется, был неодинаков, сведения о некоторых именах остаются крайне скупыми. Именно европейская оригинальная графика, находившаяся в коллекциях перечисленных лиц, составила материал графического раздела выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII-XX века".
Первый зал, посвящённый рисунку так называемых старых мастеров, включает листы XVI – XVIII веков большинства ведущих европейских школ – немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. "Ядро" этой небольшой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых, большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) – писатель, почётный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830-е им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание рисунков итальянской школы. Это динамичный и раскрепощённый по манере лист с изображением "Святого Себастьяна" Лодовико Карди – мастера, обладавшего в духе эпохи Ренессанса широчайшим профессиональным кругозором (он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом).
Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка "Солдатский привал" связывается специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше. Настоящий шедевр музейного собрания - лист "Танец" Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравёр оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок "Братья узнают Иосифа" талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта и "Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам", являющийся качественной зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо. И для французских мастеров XVIII века, таких как Шарль-Жозеф Натуар, итальянская почва была крайне благодатной для творчества. Этого художника, известного своими многочисленными, совместными с Ф. Буше, декоративными росписями и эскизами шпалер, в одном из циклов привлек восточный колорит истории Клеопатры ("Цезарь возвращает Клеопатре корону Египта"). Увлечённость итальянским искусством прочитывается в рисунке "Сатиры и нимфы" французского художника Пьера Лелю, ученика Ф. Буше. Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера "Мадонна во славе", выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом "Ангел с ребенком", христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.
Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846-1916) происходят превосходные рисунки: "Моление о чаше", артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, "Иоанн Креститель" генуэзца Джованни Батиста Паджи, отличающийся легкостью и прозрачной чистотой, а также "Жанровая сцена" фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.
Отдельную группу составляют работы, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Из них в экспозиции – подготовительный рисунок "Изгнание из рая" Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, и каллиграфический жанровый лист голландской школы "Селение на берегу". Их предшествующая принадлежность к той или иной коллекции подразумевается, хотя пока не определена, привлекает же их высокое качество.
Экспозицию рисунка старых мастеров завершает монументальный эскиз Вильгельма Каульбаха "Притча о злом рабе" на евангельский сюжет, повествующий о прощённом должнике, не прощающем своего должника (собрание А.А. Журавлёва). Работа немецкого академического живописца XIX века, тяготевшего к неоренессансу, характеризуется классицистической ясностью композиции и безупречным рисунком, позволяющими рассматривать его в ряду исторических предшественников.
Второй зал отведён европейскому рисунку XIX столетия. Основной массив этих поступлений происходит из коллекции Юрьевичей, художественная часть которой была передана в Радищевский музей в первые послереволюционные годы.
Её первым владельцем был Семён Алексеевич Юрьевич (1798-1865), облик которого запечатлён в профильном карандашном портрете Ф. Крюгера. Он происходил из знатного старинного рода, ко времени его рождения уже сильно обедневшего. Окончив кадетский корпус, осуществил успешную военную карьеру, достигнув звания генерал-адъютанта. Прежде всего, известен как один из наставников наследника цесаревича Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II), которому преподавал фортификацию и артиллерию, а также польский язык. Впоследствии заведовал его перепиской. Служба Юрьевича в качестве помощника воспитателя наследника русского престола продолжалась около четверти века. Не случайно в его руках хранились любовно собранные реликвии, связанные с личностью Александра II, главным образом, с его детскими и юношескими годами: конногвардейский мундир пятилетнего наследника, карта России, нарисованная его рукой, осколок стекла кареты, в которой император был смертельно ранен.
В 1830-е Юрьевич сопровождал наследника в длительных путешествиях, предпринятых с образовательными целями, по России и странам Европы. Вероятно, именно тогда он стал собирателем, приобретая на память или получая в дар живопись, рисунки и акварели, гравированные альбомы, скульптуру русских и европейских авторов. Этим объясняется соседство в его коллекции высокохудожественных памятников и предметов сувенирного характера, приобретших, с ходом времени, несомненное историко-культурное значение.
Основной массив составили произведения первой половины XIX века, из них в экспозицию включена европейская графика. Количественно преобладают видовые акварели и рисунки, в которых запечатлены архитектурные достопримечательности Рима и Италии, живописные уголки европейской природы, национальные типы, узнаваемые жанровые сценки, многие из них – с яркой этнографической окраской. Центральное место в их ряду отведено листу "Ворота кладбища", недавно атрибутированному как работа знаменитого немецкого романтика К.Д. Фридриха.
Среди других авторов – голландский исторический живописец, жанрист и портретист И.Й Верфлуг ("Старый рынок во Флоренции"), итальянцы Ф. Мели ("Музыканты"), Дж.Д. Треска ("Монастырь в Мессине"), художник немецкого происхождения Шуппе ("Сражение казаков с турками"), швейцарский пейзажист, мастер цветочных композиций А.М. Альмерас ("Два монаха", "Цветы", сопровождённые сентиментальной надписью). Вместе с работами безымянных авторов они дают представление о типичном пласте художественной культуры XIX века, не лишённом профессиональной мастеровитости, вкуса и одухотворенности.
К "сувенирной" тематике графики из коллекции Юрьевича близки две миниатюрных акварели голландских художников К. Апостола и Г. Ламбертса, запечатлевших облик саардамской достопримечательности – дома Петра I. Они поступили в музей в 1916 от Михаила Николаевича Галкина-Враского (1834-1916). Действительный тайный советник, саратовский губернатор в 1870-е годы, был активным сторонником идеи создания в провинции общедоступного музея, завещал ему свои художественные ценности, в том числе и европейские рисунки. Среди них – "Странствующие музыканты перед часовней" О. Верне – представителя известной французской художественной фамилии, живописца, рисовальщика, гравёра, работавшего в Париже, Риме и, несколько лет, в России.
Жанровую палитру экспозиции дополняет эффектный "Портрет молодой дамы" В. Видаля (собрание князей Горчаковых), выполненный в технике пастели, которой этот французский художник владел профессионально.
Его соотечественник К. Гис - представитель искусства новой художественной эпохи, изменившей стиль и изобразительный язык. "Прогулка" - искромётная зарисовка излюбленного автором мотива, предвосхищающая открытия графики следующего столетия.
Открытию графического раздела выставки предшествовала большая подготовительная работа сотрудников нескольких музейных отделов и служб. Её показ в таком объёме стал возможен в том числе благодаря профессиональным мероприятиям музейного реставратора графики А.Н. Коневцевой, подготовившей в 2010 году на базе музейной мастерской и в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва) ряд произведений, в том числе:
Кортона, Пьетро да (1596-1669) Изгнание из рая. Проект росписи Бумага, сепия, карандаш, мел
Каульбах Вильгельм (1805-1874) Притча о злом рабе Бумага, карандаш
Треска, Джузеппе (? – 1816) Монастырь в Мессине Бумага, карандаш
Крюгер, Франц (1797-1857) Портрет С.А. Юрьевич Бумага, карандаш
Хёппе, Фердинанд (1831 - ?) Марина Бумага, акварель
Итальянский художник I половины XIX века Море и барки. Бумага, акварель
Боровская Марина Игоревна