НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Европейский рисунок XVI-XIX веков. В рамках проекта "Собиратели"

c 16 июня по 20 сентября 2010Саратовская область
Крюгер. Портрет С.А. Юрьевича. 1841. Радищевский музей
Джованни Доменико Тьеполо. ''Танец''. XVII век. Радищевский музей
О.Верне.  Странствующие музыканты перед часовней. XIX век. Радищевский музей
17 июня 2010 года в 16.00 в гимназическом здании Радищевского музея, по адресу ул. Первомайская 75, состоится открытие юбилейной выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России. XVIII – XXI век", размещённой на трёх площадках:

"Европейский рисунок 16-19 века". Графика (историческое здание, ул. Радищева, 39).

Живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура (гимназическое здание, ул. Первомайская, 75).

"Любезной библиотеке с почтением...". Книги (гимназическое здание, ул. Первомайская, 75).

"Щепная икона и медная литая пластика". Иконы (Дом-музей Павла Кузнецова, ул. Октябрьская, 56).

Выставочный проект продолжает программу мероприятий 2010 года, приуроченных к 125-летию музея.

В составе выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII-XX века", посвящённой 125-летию со дня его открытия, в графических залах (в корпусе по Радищева, 39) экспонируется европейский рисунок. Наряду с новой возможностью коснуться, на примере этого материала, истории музейного комплектования, представить ее в "лицах", упомянув как можно больше имён собирателей, в графических залах осуществлена идея показа-публикации одной из уникальных и при этом малоизвестных музейных коллекций. Это стало возможным в связи с изданием в 2008 году очередного тома научного каталога музейного собрания, посвящённого зарубежному искусству, в том числе собранию рисунка. Каталог, ставший итогом многолетней работы сотрудников отдела зарубежного искусства, зафиксировал современный уровень представлений о данной коллекции, касающихся основных атрибуционных моментов – подлинности, авторства, датировок, иконографии.

По сравнению с другими обширными разделами фонд европейского рисунка невелик – он насчитывает не более 150 работ. Тем не менее, он охватывает широкий хронологический диапазон – с XVI до XX века включительно, представляя, таким образом, произведения мастеров разных эпох, ведущих европейских школ, ряда стилевых направлений. Формирование этой коллекции началось с фигуры основателя музея А.П. Боголюбова, благодаря которому в Саратове оказалась группа редких рисунков художников XIX века в основном французской школы. Лучшие из них (работы К. Коро, О. Ахенбаха, А. Невиля, Э. Изабе, Ж. Жерома, Т. Гюдена) недавно были показаны зрителям в одной из экспозиций цикла "Графический альбом". В первые годы после открытия музея сюда поступили многочисленные дары частных лиц, среди них – петербуржцев А.А. Журавлёва (1886) и А.М. Зака (1887), в составе которых представлена европейская оригинальная графика. Многие ценные пожертвования были сделаны саратовцами, среди них губернатор М.Н. Галкин-Враской (1916). Следующей страницей музейной истории, продолжившей формирование данной коллекции, стали послереволюционные годы, когда в музей из разных источников (Государственный музейный фонд, саратовские учреждения и организации – университет, отдел ИЗО, общество истории, археологии и этнографии) поступали предметы, происходившие из частных коллекций, национализированных или переданных на хранение их владельцами. Так в музее оказались замечательные художественные реликвии из коллекций Юрьевичей (1919), П.В. Деларова (1919), Васильчиковых (1920), графов Орловых-Давыдовых (1922), князей Горчаковых (1922). В те же годы европейские рисунки поступали и непосредственно от собирателей - Д.А. Юматова (1921), В.Г. Памфилова (1926). Ещё одним весомым вкладом стали работы, переданные в 1966 году потомками А.В. Прахова. Собирательский масштаб каждого из них, разумеется, был неодинаков, сведения о некоторых именах остаются крайне скупыми. Именно европейская оригинальная графика, находившаяся в коллекциях перечисленных лиц, составила материал графического раздела выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII-XX века".

Первый зал, посвящённый рисунку так называемых старых мастеров, включает листы XVI – XVIII веков большинства ведущих европейских школ – немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. "Ядро" этой небольшой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых, большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) – писатель, почётный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830-е им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание рисунков итальянской школы. Это динамичный и раскрепощённый по манере лист с изображением "Святого Себастьяна" Лодовико Карди – мастера, обладавшего в духе эпохи Ренессанса широчайшим профессиональным кругозором (он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом).

Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка "Солдатский привал" связывается специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше. Настоящий шедевр музейного собрания - лист "Танец" Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравёр оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок "Братья узнают Иосифа" талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта и "Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам", являющийся качественной зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо. И для французских мастеров XVIII века, таких как Шарль-Жозеф Натуар, итальянская почва была крайне благодатной для творчества. Этого художника, известного своими многочисленными, совместными с Ф. Буше, декоративными росписями и эскизами шпалер, в одном из циклов привлек восточный колорит истории Клеопатры ("Цезарь возвращает Клеопатре корону Египта"). Увлечённость итальянским искусством прочитывается в рисунке "Сатиры и нимфы" французского художника Пьера Лелю, ученика Ф. Буше. Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера "Мадонна во славе", выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом "Ангел с ребенком", христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.

Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846-1916) происходят превосходные рисунки: "Моление о чаше", артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, "Иоанн Креститель" генуэзца Джованни Батиста Паджи, отличающийся легкостью и прозрачной чистотой, а также "Жанровая сцена" фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.

Отдельную группу составляют работы, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Из них в экспозиции – подготовительный рисунок "Изгнание из рая" Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, и каллиграфический жанровый лист голландской школы "Селение на берегу". Их предшествующая принадлежность к той или иной коллекции подразумевается, хотя пока не определена, привлекает же их высокое качество.

Экспозицию рисунка старых мастеров завершает монументальный эскиз Вильгельма Каульбаха "Притча о злом рабе" на евангельский сюжет, повествующий о прощённом должнике, не прощающем своего должника (собрание А.А. Журавлёва). Работа немецкого академического живописца XIX века, тяготевшего к неоренессансу, характеризуется классицистической ясностью композиции и безупречным рисунком, позволяющими рассматривать его в ряду исторических предшественников.

Второй зал отведён европейскому рисунку XIX столетия. Основной массив этих поступлений происходит из коллекции Юрьевичей, художественная часть которой была передана в Радищевский музей в первые послереволюционные годы.

Её первым владельцем был Семён Алексеевич Юрьевич (1798-1865), облик которого запечатлён в профильном карандашном портрете Ф. Крюгера. Он происходил из знатного старинного рода, ко времени его рождения уже сильно обедневшего. Окончив кадетский корпус, осуществил успешную военную карьеру, достигнув звания генерал-адъютанта. Прежде всего, известен как один из наставников наследника цесаревича Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II), которому преподавал фортификацию и артиллерию, а также польский язык. Впоследствии заведовал его перепиской. Служба Юрьевича в качестве помощника воспитателя наследника русского престола продолжалась около четверти века. Не случайно в его руках хранились любовно собранные реликвии, связанные с личностью Александра II, главным образом, с его детскими и юношескими годами: конногвардейский мундир пятилетнего наследника, карта России, нарисованная его рукой, осколок стекла кареты, в которой император был смертельно ранен.

В 1830-е Юрьевич сопровождал наследника в длительных путешествиях, предпринятых с образовательными целями, по России и странам Европы. Вероятно, именно тогда он стал собирателем, приобретая на память или получая в дар живопись, рисунки и акварели, гравированные альбомы, скульптуру русских и европейских авторов. Этим объясняется соседство в его коллекции высокохудожественных памятников и предметов сувенирного характера, приобретших, с ходом времени, несомненное историко-культурное значение.

Основной массив составили произведения первой половины XIX века, из них в экспозицию включена европейская графика. Количественно преобладают видовые акварели и рисунки, в которых запечатлены архитектурные достопримечательности Рима и Италии, живописные уголки европейской природы, национальные типы, узнаваемые жанровые сценки, многие из них – с яркой этнографической окраской. Центральное место в их ряду отведено листу "Ворота кладбища", недавно атрибутированному как работа знаменитого немецкого романтика К.Д. Фридриха.

Среди других авторов – голландский исторический живописец, жанрист и портретист И.Й Верфлуг ("Старый рынок во Флоренции"), итальянцы Ф. Мели ("Музыканты"), Дж.Д. Треска ("Монастырь в Мессине"), художник немецкого происхождения Шуппе ("Сражение казаков с турками"), швейцарский пейзажист, мастер цветочных композиций А.М. Альмерас ("Два монаха", "Цветы", сопровождённые сентиментальной надписью). Вместе с работами безымянных авторов они дают представление о типичном пласте художественной культуры XIX века, не лишённом профессиональной мастеровитости, вкуса и одухотворенности.

К "сувенирной" тематике графики из коллекции Юрьевича близки две миниатюрных акварели голландских художников К. Апостола и Г. Ламбертса, запечатлевших облик саардамской достопримечательности – дома Петра I. Они поступили в музей в 1916 от Михаила Николаевича Галкина-Враского (1834-1916). Действительный тайный советник, саратовский губернатор в 1870-е годы, был активным сторонником идеи создания в провинции общедоступного музея, завещал ему свои художественные ценности, в том числе и европейские рисунки. Среди них – "Странствующие музыканты перед часовней" О. Верне – представителя известной французской художественной фамилии, живописца, рисовальщика, гравёра, работавшего в Париже, Риме и, несколько лет, в России.

Жанровую палитру экспозиции дополняет эффектный "Портрет молодой дамы" В. Видаля (собрание князей Горчаковых), выполненный в технике пастели, которой этот французский художник владел профессионально.

Его соотечественник К. Гис - представитель искусства новой художественной эпохи, изменившей стиль и изобразительный язык. "Прогулка" - искромётная зарисовка излюбленного автором мотива, предвосхищающая открытия графики следующего столетия.

Открытию графического раздела выставки предшествовала большая подготовительная работа сотрудников нескольких музейных отделов и служб. Её показ в таком объёме стал возможен в том числе благодаря профессиональным мероприятиям музейного реставратора графики А.Н. Коневцевой, подготовившей в 2010 году на базе музейной мастерской и в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Москва) ряд произведений, в том числе:

Кортона, Пьетро да (1596-1669) Изгнание из рая. Проект росписи Бумага, сепия, карандаш, мел

Каульбах Вильгельм (1805-1874) Притча о злом рабе Бумага, карандаш

Треска, Джузеппе (? – 1816) Монастырь в Мессине Бумага, карандаш

Крюгер, Франц (1797-1857) Портрет С.А. Юрьевич Бумага, карандаш

Хёппе, Фердинанд (1831 - ?) Марина Бумага, акварель

Итальянский художник I половины XIX века Море и барки. Бумага, акварель

Боровская Марина Игоревна

www.museum.ru/N40483
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Жизнь в средневековом Хорасане. Гениза из Национальной библиотеки Израиля

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

Фестиваль науки в Дарвиновском музее будет посвящен эволюции и юбилею Ч. Дарвина

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"ЗооПалитра" закрывает юбилейный выставочный сезон

"Невавилонская библиотека"

Выставка "Золотое детство" в Угличском музее

Дни российско-вьетнамской дружбы в Военно-медицинском музее

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru