17 июня 2010 года в 16.00 в гимназическом здании Радищевского музея, по адресу ул. Первомайская 75, состоится открытие юбилейной выставки "Собиратели. Частное коллекционирование в России. XVIII – XXI век", размещённой на трёх площадках:
"Европейский рисунок 16-19 века". Графика (историческое здание, ул. Радищева, 39).
Живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура (гимназическое здание, ул. Первомайская, 75).
"Любезной библиотеке с почтением...". Книги (гимназическое здание, ул. Первомайская, 75).
"Щепная икона и медная литая пластика". Иконы (Дом-музей Павла Кузнецова, ул. Октябрьская, 56).
Выставочный проект продолжает программу мероприятий 2010 года, приуроченных к 125-летию музея.
Идея выставки подсказана нашими зрителями. Всё чаще людей занимает вопрос о происхождении музейных сокровищ. Каждая картина, скульптура, предмет убранства хранит на себе отсвет личности прежнего владельца. Кто он? Кому мы обязаны возможностью приобщения к произведениям искусства? О собирателях, дарителях, особенно, саратовских, известно немного, иногда - ничего.
До недавнего времени этот аспект не казался столь важным в изучении коллекции, основное внимание уделялось качеству экспонатов. На самом деле, представление о владельце неизмеримо обогащает восприятие музейного предмета. История бытования, принадлежность к солидной коллекции играет не последнюю роль в атрибуции произведения.
Коллекционирование памятников искусства и старины изначально было привилегией высшего сословия. Во второй половине ХIХ столетия собирательство в России сделалось общим увлечением, почти модой. Это и было культурной почвой для возникновения музеев. И если идея Радищевского музея возникла у А.П. Боголюбова в Дюссельдорфе, то созидание его совершалось благодаря поддержке многих соотечественников, сочувствующих просветительской идее А.П. Боголюбова. Это Александр III, коллекционеры А.В. Звенигородский, братья П.М. и С.М. Третьяковы, А.А. Журавлёв. В Саратове - люди разного звания не только: князь Куракин, и граф Нессельроде, но и крестьяне, нашедшие в земле золотоордынские монеты или глиняные сосуды - несли всё, касающееся старины. Судя по квитанционным книгам, музей всё принимал. Сегодня «хотелось бы всех поимённо назвать».
В 1920-е годы в музей попали, частички больших фамильных коллекций, собиравшихся несколькими поколениями князей Юсуповых, Голицыных графов Орловых-Давыдовых, картины из огромного собрания московского фабриканта Генриха Брокара, рассеянные по огромной стране. Наступило время собирать эти коллекции, хотя бы на временные выставки. Музей принял участие в больших выставочных проектах восстановления коллекций Юсуповых, Голицыных, Брокар в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве.
Сведения о собирателях, особенно саратовских, чаще всего находились по крупицам. На выставке впервые будет показана часть национализированного собрания известных саратовских купцов и предпринимателей отца и сына Кокуевых. Четыре пейзажа западноевропейских художников эпохи романтизма. Один из них отнесён ныне к английской школе. По этим картинам можно в какой-то степени почувствовать дух этого купеческого дома, где, судя по всему, умели ценить прекрасное. Из этого дома происходит редкой красоты резная ваза из мягкого камня итальянской работы XVIII столетия.
Обращение к личности собирателя становится иногда актом восстановления исторической справедливости. Видимо, это относится к М.Н. Галкину-Враскому. В бытность саратовским губернатором и затем, служа в Петербурге, он много сделал для осуществления идеи А.П.Боголюбова.
Он завещал музею свою коллекцию, просил в завещании поместить её в отдельный зал. Никогда коллекция М.Н. Галкина-Враского не была показана вся и не будет, потому что она не сохранилась целиком. Лучшие вещи реквизированы в "Антиквариат", Госфонд для продажи за границей, многое передано в другие музеи и организации. Тем не менее, вклад М.Н. Галкина-Враского в наше собрание ощутим. Достаточно назвать портрет Екатерины II кисти И.Б.Лампи, большую картину И.К. Айвазовского, мебель в стиле ампир. Несомненно, особый интерес саратовцев вызовут пополнившие музей в ХХ веке: собрания земляков: М.Ф. Глазунов, Е.П. Разумовой, О.А. Гордеевой, Н.М. Гущина.
На выставке экспонаты, по возможности, расположены не по хронологии, а по коллекциям, к которым они принадлежали. Таким образом, организацией этой выставки мы стараемся исполнить долг благодарной памяти ушедшим поколениям, трудами которых возник Радищевский музей.
Краснопёрова Лидия Петровна