НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Времен минувших договоры…". Письмо Екатерины II А.П. Ганнибалу."

c 4 по 10 июня 2010Псковская область
Письмо Екатерины II А.П. Ганнибалу
«ДАВНО ЦАРЯМ ПОДРУЧНИКАМИ СЛУЖИМ»

В Пушкинский день России Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей открывает в мемориальной усадьбе предков поэта Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина выставочный проект «Времен минувших договоры…» представлением уникального документа из коллекции фамильных бумаг Ганнибалов. Это оригинал рескрипта Екатерины II А.П.Ганнибалу от 2 сентября 1765 года, некогда находившегося среди наследственного архива у Петра Абрамовича Ганнибала в Петровском. Значимость этой ганнибаловской мемории заключена в том, что с данного документа Пушкин сделал копию, намереваясь впоследствии опубликовать текст письма, о чем свидетельствует первоначальная запись в черновике «Письма Екатерины II» (XI, 395). Впервые сделанную Пушкиным копию письма Екатерины II опубликовал П.В.Анненков в своих «Материалах для биографии Александра Сергеевича Пушкина» (СПб., 1855, с. 301 – 302). Анненков пишет: «…отметка “собственноручно” и скобка при ней сделана рукой Пушкина». Письмо это очень наглядно подтверждает записанные однажды Пушкиным (со слов князя А.Н.Голицына) слова императрицы: «Когда хочу заняться каким-нибудь новым установлением, я приказываю порыться в архивах и отыскать, не говорено ли было уже о том при Петре Великом? и почти всегда открывается, что предполагаемое дело было уже им обдумано» (XII, 168).

Ровно 180 лет назад, осенью 1830 года, в Болдино, Пушкин, по его собственному признанию, «написал пропасть полемических статей». Среди них «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений». Поводом к заметке послужил памфлет «Второе письмо из Карлова на Каменный остров», напечатанный Фадеем Булгариным в «Северной пчеле» (1830, № 94): «Рассказывают анекдот, что какой-то поэт в Испанской Америке, также подражатель Байрону, происходя от мулата или, не помню, от мулатки, стал доказывать, что один из предков его был Негритянский принц. В Ратуше города доискались, что в старину был процесс между шкипером и его помощником за этого Негра, которого каждый из них хотел присвоить, и что шкипер доказывал, что он купил Негра за бутылку рому… Думали ли тогда, что к этому Негру признается стихотворец. Vinita’s vanitatum…».

В заметке, отвечая на памфлет Булгарина, Пушкин ссылается на представленное письмо Екатерины II: «В одной газете (почти официальной) сказано было, что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал, крестник и воспитанник Петра Великого, наперсник его (как видно из собственноручного письма Екатерины II), отец Ганнибала покорившего Наварин (см. памятник, воздвигнутый в Царском Селе гр. Ф.Г.Орлову), генерал-аншеф и проч. – был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то, вероятно, дешево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев» (XI, 153).

Тогда же в 1830 году в Болдино, Пушкин написал блестящий стихотворный вариант этой заметки – Post Scriptum к «Моей родословной»:

Решил Фиглярин, сидя дома,

Что черный дед мой Ганнибал

Был куплен за бутылку рома

И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двигнулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен.

И сходно купленный арап

Возрос усерден, неподкупен.

Царю наперсник, а не раб (III, 263).

Объясняя свой ответ на опубликованные Булгариным инсинуации, который в литературной памяти остался не как реальный литературный деятель, а как символ моральной нечистоплотности, готовности торговать своими убеждениями и сотрудничать с полицейскими органами ради материальных выгод, Пушкин в письме к шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу от 24 ноября 1831 года резюмировал: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них» (XIV, 242).

В эпоху Пушкина проблемы родословной занимали исключительно большое место в умах людей. Совершенно небезразличным был вопрос, от кого поэт ведет своё происхождение: от купленного за деньги придворного лакея – арапа или от воспитанника и единомышленника Петра Великого, предназначавшегося царём для государственных дел и политических задач. Пушкин был убежден в последнем. И письмо Екатерины II, адресованное в Суйду отставному генерал-аншефу А.П. Ганнибалу, есть тому подтверждение:

«Абрам Петрович. Мне небезъизвестно, что многие чертежи в сохранении вашем находилися в то время, когда Блаженные памяти Государь Петр Великий по способности вашей употреблял вас по многим делам, почему я думаю, что вы сохраняя память сего великаго Государя и своей тогдашней при нем службы, сберегли в своих руках все любопытства достойныя бумаги. А как мне известно же, что он помышлял о строении канала от Москвы до Петербурга и к тому уже и проект зделан был, то вы мне особливою благоугодность зделаете, ежели чертеж тому отыскав (когда он у вас был) пришлете ко мне со всеми принадлежащими к нему бумагами, хотя бы он в черне только был зделан. Но ежели вы ничего о сем деле в руках своих не имели, то по крайней мере укажите мне, где оный отыскать можно, который я с нетерпеливостию видеть хочу. Также естьли вы осем проекте от его величества разсуждении слышали, прошю сколь вы о том вспомните ко мне отписать остаюсь вам доброжелательная

Екатерина

2 сентября 1765

Царское Село».

На запрос императрицы А.П. Ганнибал ответил:

«ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ

На ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА всемилостивейшее повеление я всеподданнейше доношу: хотя прежде сего счастие имел при блаженны и вечны достойныя памяти ГОСУДАРЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО всмотрении моем иметь собственной ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА кабинет, в котором все чертежи, прожекты и библиотека имелось; только ныне за долговремением о прожекте Московского до Санкт Петербурха канала я и врассуждении слышать не упомню, окроме о кратчайшей Першпективе до Москвы, который совершить ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО всегда напоминать, а после смерти сего ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ уже внонешных временах видел я книги и другие достопамятные вещи сего КАБИНЕТА в Академии Наук, а как все те прожекты и чертежи всегда вместе содержались, следовательно и ныне под сохранением тамже быть надлежат или в Архиве Собственного Кабинета.

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА,

всемилостивейший Государыне всеподданнейший раб А. Ганибал».

Л.В.Козмина, хранитель музея-усадьбы Ганнибалов, предков и современников А.С.Пушкина, к. ф. наук.

www.museum.ru/N40370
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru