НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Татьяна Коцубей. Живопись и графика 1950-1990-х годов

c 27 мая по 4 июля 2010Москва
Татьяна  Коцубей. Женщина в зеленом  платье. Начало 1960-х
Татьяна  Коцубей. Свет и тени. Конец  1950-х – начало 1960-х
Галерея "Ковчег" в цикле "Незабытые имена" представляет выставку:

Татьяна Коцубей (1915-1996)

Живопись и графика 1950-1990-х годов

Открытие выставки состоится 26 мая 2010 года с 18 до 20 часов

Татьяна Григорьевна Коцубей родилась 22 февраля 1915 года в Саратове в семье врача. По семейным воспоминаниям, с детских лет она рисовала - на земле, заборах, лестницах... В 1927 году окончила Советскую Трудовую Школу в Оренбурге, а в 1932-м семья переехала в город Щелково Московской области: отец, нередко менявший работу (по семейному преданию, одно время он даже был врачом в дивизии Чапаева), перевелся работать на тамошний химзавод. Татьяна начала трудиться в издательстве "Сельхозгиз", а вскоре, в 1933-м, вышла замуж за выпускника ВХУТЕМАСа Михаила Смородкина. Родилась дочь; молодая семья перебралась в Москву. В 1935 году Татьяна Коцубей поступила в Московское художественное училище Памяти 1905 года. Ее учителями были профессор Семен Фролов, художники Антон Чирков, Гавриил Горелов, Веселовский, Георгий Ряжский. Во время учебы Татьяна продолжала работать художником-иллюстратором. В 1937-м Михаила Смородкина отправили на Колыму. Из лагеря Михаил писал Татьяне, чтобы та не ждала его и снова выходила замуж. Так и произошло. После освобождения по помилованию Смородкину, уже инвалиду, отморозившему пальцы ног, было запрещено жить в Москве и других крупных городах. Он закончил свой земной путь в Калининграде, где работал театральным художником.

В 1939-м Татьяна Коцубей окончила училище, за год до этого став членом профсоюза работников искусств. Во время Великой Отечественной войны она уехала в эвакуацию в Абакан. С 1942 года работала младшим научным сотрудником в отделе "Природа" Хакасского областного краеведческого музея, вела занятия рисованием для детей. В 1943 году Коцубей была принята в члены Красноярского отделения Союза советских художников, тогда же состоялась ее первая персональная выставка. Годом позднее Татьяну Коцубей командировали в Красноярск - для работы в краевом музее. Она очень тосковала по Москве, и при первой возможности, вызвавшись сопровождать к месту жительства находившегося на излечении инвалида, вновь перебралась в столицу. Она вернулась на работу в Сельхозгиз (позднее - издательство "Колос"), работала в Большой советской энциклопедии, а также по договорам для Детгиза.

В 1956-м Коцубей стала посещать творческую студию горкома художников книги, графики и плаката, которой руководил художник и педагог Элий Белютин - как написал о нем искусствовед Юрий Герчук, "быть может, самый колоритный персонаж не только "манежной" истории, но и вообще "оттепельной" поры". "Это был своего рода экспрессионизм - выплескивание на бумагу или на холст своего эмоционального состояния и отношения к передаваемому мотиву, воплощаемых в произвольно скомпонованном цветовом аккорде, свободном движении руки и непринужденной деформации. Белютин резко сбивал своих студийцев с проторенного пути перечисления и расстановки в пространстве фигур и предметов, разрушал традиционную технику и стереотипные изобразительные приемы, предлагая использовать необычные материалы и инструменты", - пишет Герчук.

Впоследствии, в 1962-м, экспозиция работ студийцев оказалась в центре скандала, спровоцированного во время посещения Никитой Хрущевым выставки к 30-летию Московского отделения Союза художников в столичном Манеже. Само же возникновение белютинской студии в конце 1950-х стало знаковой приметой приближавшейся хрущевской "оттепели". "Из года в год студия - 250 с лишним человек - отправлялась в путешествие по Волге и Оке на зафрахтованном пароходе, - вспоминала искусствовед Нина Молева. - Деление на группы по интересам и определенным темам или творческим задачам. Заранее разработанные руководителем задания на каждую группу и каждый из 15-30 рабочих дней. В общей работе глубже и полнее начинала ощущаться связь единомышленников, смягчалась обычная для художников внутренняя разобщенность". Татьяна Коцубей также принимала участие в этих поездках; в ее наследии немало работ, созданных во время таких коллективных творческих путешествий. Для акварелей и гуашей этого времени характерны открытый, декоративный цвет в сочетании с графической определенностью изображения, обобщенность форм изображаемых предметов - пусть даже поводом для пластических или колористических экспериментов Коцубей оказывались старый деревенский сарай, стадо коров на приокском лугу или тривиальная натурная постановка в интерьере белютинской студии.

В 1958 Татьяна Коцубей приняла участие в студийной выставке, где показала десять работ: два тушевых рисунка пером, а также акварельные портреты и пейзажи. Выставка планировалась годом раньше, по случаю международного молодежного фестиваля, однако тогда не состоялась. "Если такое количество художников "отклоняется от линии" в одном направлении, в воздухе появляется тень групповщины", - так Молева объясняла испуг советских партийных функционеров перед публичным показом работ белютинцев. Еще одна выставка белютинских воспитанников, на которую попали произведения Коцубей, вскоре прошла в зале на Кузнецком Мосту. Однако к середине 1960-х Татьяна Григорьевна отчасти разочаровалась в "учении" Белютина и отошла от участия в выставках его студии, предпочитая индивидуальную творческую работу на пленере. "Она была очень чувствительна к помехам в процессе работы, стремилась уединиться от посторонних глаз, - вспоминает дочь художницы. - Несмотря на загруженность производственной работой, она находила время для занятий творчеством. Даже в тех случаях, когда по обстоятельствам не могла рисовать, она продумывала, как изобразила бы увиденное в природе". Уже после "оттепели" опыт художника-иллюстратора научно-популярных изданий пригодился Коцубей в работе на студии "Диафильм": она создавала там учебные фильмы в помощь учителям биологии. Примерно в эти же годы Татьяна Григорьевна, вступившая в Московский объединенный комитет художников-графиков, оформила научно-художественные "Рассказы о жизни мозга", книги "В стране нектара" и "По тундрам, лесам, степям и пустыням". Кроме того, она работала в плакате - выполнила, например, оригинал-макеты "Уход за плодовым садом" и "Закладка сада и уход за ним". "Жизнь Коцубей протекала незаметно, как у сотен никому не известных художников послевоенного времени, между конторами, где зарабатывались деньги - издательствами, театрами, киностудиями, и независимыми творческими усилиями, которые оказывались возможными только в выходные и отпуска, - писал в газетной рецензии на ее первую выставку в галерее "Ковчег", состоявшуюся в 1998 году, Владимир Сальников, - Скромные, изысканные пейзажи и букеты художницы написаны в международном "французском стиле". Они повествуют о ценности обыкновенной жизни". Действительно, помимо, в общем, довольно анонимной работы для полиграфии в последние десятилетия жизни Коцубей сосредоточилась на традиционно лирических жанрах станкового пейзажа и натюрморта, много работала в техниках акварели и монотипии. География ее поздних произведений - Кисловодск, Адлер, Судак, Геленджик; Прибалтика; средняя полоса России - Алексин, Новгород, Кижи, Псков; подмосковные Верея, Здравница, Катуар, Салтыковская…

www.museum.ru/N40126
Ваше мнение »»

»»Галерея «Парк»
Адрес:город Москва, ул. Немчинова, 12
Проезд:См. здесь
Телефоны:(499) 977-0044
сайт:vzmoscow.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru