Государственный музей искусства народов Востока и Государственный центральный музей кино при участии Японского фонда и ГУП «Московское кино» организовали киноклуб «ВостоКино». Его цель – с помощью экрана знакомить москвичей и гостей столицы не только с выдающимися кинематографистами и с замечательными фильмами стран Азии, но также с историей и современной жизнью, с традиционными обычаями и верованиями, с природой, фольклором и искусствами восточных государств и народов.
Начиная с 1 марта 2010 года, по понедельникам с 19-00 в зале лектория Музея Востока показываются три кинопрограммы: "Японский понедельник", "Кавказский перекрёсток", “«Новые волны» Центральной Азии".
Наряду с киноциклами, ретроспективами и специальными сеансами программы киноклуба «ВостоКино» будут время от времени дополняться выставками из фондов наших музеев и других организаций, а также из личных коллекций.
С 7 по 17 апреля 2010 года в Зале Ученого совета Музея Востока показывается выставка из фондов Музея кино.
С программой «Кавказские перекрестки» соотнесена та часть экспозиции, на которой представлены уникальные коллажи и куклы, рисунки и письма великого кинематографиста Сергея Иосифовича Параджанова (1924–1990). Творчество этого разносторонне одаренного режиссера и художника – армянина, родившегося в Тбилиси, учившегося в Москве, создававшего свои экранные шедевры на Украине, в Молдавии, в Армении и в Грузии, - как нельзя лучше соответствует смыслу понятия «перекрестка», на котором формируются и обогащают друг друга культуры соседних и даже далеких регионов. В «кавказской трилогии» Параджанова «Цвет граната» («Саят Нова»), «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб» переплетены мотивы и стили Армении, Грузии, Азербайджана, Ирана, Турции, России… В представленных на выставке рисунках с горьким юмором отразилась и нелегкая судьба режиссера-бунтаря, в 1973 году осужденного на 5 лет тюремного заключения…
Эскизы известного художника Михаила Николаевича Ромадина (р. в 1940) к фильму «Первый учитель» имеют самое непосредственное отношение к формированию самобытного кино в Киргизии – одной из первых республик, которые в период «хрущевской оттепели» включились в процесс обновления советского киноискусства. Фильм по повести Чингиза Айтматова поставил Андрон Михалков-Кончаловский в 1965-м. Молодые кинематографисты из Москвы, недавние выпускники ВГИКа – режиссеры, операторы, художники – сыграли важную роль в формировании «новых волн» в кино среднеазиатских республик СССР. В их первых фильмах играли и ассистировали, на них осознавали свой дар и свою судьбу, те, кто, после учебы во ВГИКе или на Высших режиссерских курсах в Москве, получали на родине самостоятельные постановки и становились символами национального кино. В Киргизии корифеями стали Толомуш Океев и Болотбек Шамшиев, в Узбекистане – Али Хамраев и Эльёр Ишмухамедов, в Таджикистане – Давлат Худоназаров и Валерий Ахадов, в Туркмении – Ходжакули Нарлиев…
Эскизы Михаила Ромадина к «Первому учителю» лишены какого бы то ни было «экзотизма» и поверхностного этнографизма коммерческого кино. В них убеждает сочетание внимательного отношение к национальному укладу и «колориту» с образными традициями советской и европейской киноклассики.