1. Театр оперы и балета - ровесник Победы!
Выставка по материалам экспозиции «История проектирования и строительства знаменитого Новосибирского государственного академического театра оперы и балета» впервые была организована к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, к уже к 65-летнему юбилею, она дополнена вновь выявленными материалами о военном периоде Новосибирского Колизея.
Театр, который строился уже десятилетие и практически был завершен к 1942 году, явился главным хранителем духовных ценностей нашей страны – произведений культуры и искусства, сокровищ из знаменитых музеев Москвы, Ленинграда, Смоленска, Севастополя и др. Театр укрыл в своих стенах уникальные произведения величайших художников. Он приютил эвакуированных сотрудников музеев, которые продолжали и в тылу свое привычное дело – реставрировали, охраняли и сохраняли музейные предметы, проводили выставки и просветительские лекции для сибиряков.
Сотрудники музея им. С.Н. Баландина с ребятами из студенческого научного бюро музея разыскали опубликованные когда-то в местной газете выдержки из фронтовых писем Б. Дмитриева - одного из архитекторов-инженеров театра, который в перерывах между боями писал домой о том, что нужно сделать для завершения строительных работ и подготовки к открытию театра.
«В 1942 году правительство СССР принимает решение о срочной достройке театра. В феврале 1944 г. правительственная комиссия принимает решение о сдаче здания в экс-плуатацию». Оперный театр военных лет возникает в знаменитой эпопее Анатолия Ива-нова «Вечный зов».
Один из ее героев Поликарп Кружилин приезжает по делам в город на Оби.
«…Но вот какая деталь в этой суровой картине тылового города, где все, от мала до велика, работали на фронт и Победу, поразила Кружилина. Это – Оперный театр. Его начали стро-ить десять лет назад, весь город принимал участие, и уже почти закончили, как разрази-лась война, и стройка заглохла».
«Эту привычную картину Кружилин рассчитывал и готовился увидеть на сей раз. И поэтому невольно приостановился, выйдя на площадь. Покосившиеся, во многих местах с проломами, деревянные ограждения вокруг давно замерзшей стройки были поправлены и подновлены, кое-где к стенам зданий прилепились строительные леса, и на них маячили люди…
- Невероятно, - пробормотал Кружилин, испытывая волнение, причину которого осознать и понять до конца в первые мгновения не мог. – Решили, выходит, достроить эту… эту махину?
- Да, сейчас нам вроде и не до строительства театров, - проговорил Субботин ровным и бесцветным голосом.- Но правительство еще в прошлом году распорядилось эту стройку завершить. И кое в чем оказывает помощь».
Одна эта деталь красноречиво говорит о том, насколько велика была тогда, еще за два года до окончания войны, вера в победу. Город, неустанно питая оружием и боеприпасами войска западных фронтов, уже глядел в мирное будущее, наполненное соком культуры, символом которой и должен был стать красавец-театр».
…Итак, Оперный построен…. Открываться решено было оперой «Иван Сусанин». 9 мая должна была быть генеральная репетиция. Но она не состоялась. В коридоре возле режиссерского управления артисты прочли рукописное объявление: «Товарищи! С Победой!!! Генеральная переносится на 10-е в 11.00». Премьера «Сусанина» состоялись 12 мая. «В жизни советского искусства это выдающийся день,— отмечали «Известия». - Отныне Новосибирск становится центром музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока». Поистине Новосибирский оперный стал ровесником и детищем Победы!» (фрагмент статьи Елены Воротниковой. «Образы Оперного в пешеходных экскурсионных маршрутах (по мотивам произведений сибирских писателей и воспоминаний старожилов города» 2010 г.).
В течение 5 лет несколько раз передвижная выставка о знаменитом архитектурном сооружении с необыкновенной судьбой — Новосибирском театре оперы и балета, успешно экспонировалась и в родной архитектурно-художественной академии и в школьных учебных заведениях. Она представляет собой иллюстрированное учебное пособие по истории театра с разделами: «Проектирование Дома науки и культуры». «Проектная реконструкция». «Строительство театра». «Годы Великой Отечественной войны». «Авторы и строители. Судьбы, биографии, факты»
Сегодня, дополненная новыми фактами, она находит почитателей нового поколения 21 века, которые делают удивительные открытия в своей истории своей Родины.
2.Сибирские архитекторы в тылу и на передовой
Эта выставка – только краткое напоминание нам всем о том, что происходило почти семь десятилетий назад в годы Великой Отечественной войны в глубоком сибирском тылу - в Новосибирске. В «сороковые-роковые» жизнь продолжалась: обучались и выпускались студенты на архитектурном и других факультетах Новосибирского инженерно-строительного института. В городе усиленно работали промышленные предприятия – «Все для фронта, все для Победы!». В то же время достраивались старые объекты и возводились новые. Нужда в архитекторах и строителях по-прежнему была.
В фондах музея НГАХА хранится богатое наследие выпускников Сибирской архи-тектурной школы. Кроме профессионального творческого пути некоторые из них прошли и доблестный путь защитников нашего Отечества. В рамках одной выставки невозможно рассказать обо всех ветеранах-архитекторах, которые вернулись в ряды своих коллег – создавали новые проекты и восстанавливали разрушенные здания в Новосибирске и других городах нашей необъятной Родины. Некоторые из них вернулись в родную Альма-матер, доучивались, и долгие годы продолжали плодотворно работать, воспитывать молодых архитекторов. Многие из тех, кто ушел на фронт, погибли. Вечная им память! А те, кто пришел с Победой, получили залечивали тяжелые раны. Любимая профессия возвращала их к жизни и надежде. Пришли на смену ученики, семьи которых также опалены войной.
65 лет мы, буквально, на генетическом уровне помним день Великой Победы! И через полстолетия все продолжают появляться новые памятники на братских могилах. Апофеозом выставки явился фото рассказ о мемориальном комплексе всем сибирякам, погибшим под городом Белым. Даже краткое знакомство с этой историей вызывает сильное душевное потрясение. Авторы проекта мемориала – архитекторы-сибиряки Г.Н. Туманик, В.М. Галямов, А.В. Бондаренко и инженер Е.Н. Толмачев в течение многих лет бывали на месте страшных событий, каждый раз заново переживая ту боль и горе, которое навсегда осталось в «Долине смерти» под городом Белым. Возведение часовни и открытие памятного комплекса 14 августа 1996 года в Тверской области, - одна из наиболее ярких страниц в возрождении исторической памяти, духовности и высокой нравственности.
Соприкасаясь в ходе подготовки выставки с документами и фотографиями фронто-виков — свидетельствами страшных и геройских событий, подвигов архитекторов в тылу и на фронте, сегодняшние их последователи, молодые потомки, правнуки тех, кто «ковал Победу», прониклись новыми для себя чувствами, по-новому осознав всю значимость и профессии архитектора и этого Великого для всех Дня - 9 мая!
Татьяна Тарновская