Выставка «Поэзия пушкинского мифа»
в Государственном музее А.С. Пушкина
с 10 февраля до 30 июня 2010 г.
Миф ассоциируется у нас, прежде всего, с богами и героями, с представлениями древних народов о происхождении мира и жизни на земле. Античную мифологию, занимавшую столь важное место в культуре XVIII – XIX веков, неоднократно упоминал Пушкин, признаваясь, что «все сии вымыслы не чужды поэзии» и что мифологические предания «счастливее» для него, чем воспоминания исторические. Сохраняя свое основное значение, миф с течением времени приобретал новые грани смысла, заменяясь, зачастую, то легендой, то преданием, соединяя в себе правду и вымысел, реальность и фантазию. Ту же смысловую многогранность отражает и выставка подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина. Не претендуя на исчерпывающую полноту раскрытия темы, она представляет несколько любопытных ее аспектов, нашедших воплощение в музейной коллекции. Выставка «Поэзия пушкинского мифа», имеет изрядную долю уникальности, так как экспонаты из фондов музея выставлены на широкое обозрение впервые.
Одна из тем, вобравших в себя немало мифов и легенд – это родословие Пушкина и иконография его прадеда А.П. Ганнибала. Как известно, до наших дней не дошло ни одного сохранившегося, достоверного портрета «арапа Петра Великого». Тем не менее, сотрудники пушкинского музея большой долей вероятности готовы утверждать, что портрет молодого Абрама Ганнибала в музее все же есть. На открывающейся выставке можно увидеть литографию 1830-х годов с гравюры Н. Лармессена «Сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.» (она только-только вернулась в музей после сложной реставрации). Живописный оригинал этой гравюры был заказан французскому художнику П.Д. Мартену-младшему Петром I в 1717 году, во время пребывания императора в Париже. Живописуя битву со шведами при деревне Лесной, Мартен-младший пометил вблизи конной фигуры Петра I чернокожего юношу, одетого в зеленый мундир Преображенского полка. Принято считать, что здесь изображен прадед Пушкина, находившийся при императоре в качестве посыльного. Существует также предположение, что Ганнибал, обучавшийся военным наукам во Франции в то время, когда создавалось историческое полотно Мартена-младшего, консультировал художника как очевидец сражения.
Следующий раздел выставки «Поэзии пушкинского мифа» - романтические увлечения поэта. Живописные и акварельные портреты Е.П. Бакуниной, Е.М. Хитрово, А.Ф. Закревской, Е.Ф. Соловкиной, М.Н. Волконской, Е.Н. Раевской, В.Ф. Вяземской, А.А. Олениной и других прекрасных современниц поэта адресуют нас к одному из самых устойчивых мифов биографии Пушкина – мифу об «утаенной любви». Поэт намеренно скрывал имя той, что так сильно обожгла его сердце еще в юности. Кто была эта женщина, запечатленная во многих поэтических посланиях, но так и не названная Пушкиным по имени.? Об этом пушкинисты и исследователи спорят десятилетия. Представленные на выставке портреты напоминают нам и о «донжуанском списке», оставленном Пушкиным в альбоме барышень Екатерины и Елизаветы Ушаковых, как будто специально для того, чтобы последующие биографы ломали головы над тем, кому именно принадлежат имена, названные поэтом.
Один из залов выставки посвящен мемориальным предметам, по семейным преданиям, связанным с современниками Пушкина и с самим поэтом. В одних случаях достоверность подобных свидетельств очевидна, в других – вызывает сомнения.
На время выставки со своего места в постоянной экспозиции музея в залы новой выставки перемещен знаменитый самовар Олениных, из которого Пушкин не раз пил чай, бывая в усадьбе Приютино, в гостях Алексея Оленина, президента Российской академии художеств. После гибели поэта из этого самовара уже никогда и никто не пил чай – по легенде, в память о Пушкине самовар был запаян хозяином в тот день, когда сердце поэта перестало биться. Легендарный самовар был подарен музею знаменитым пушкинистом Дмитрием Благим, а тот получил его от потомков семьи Олениных, которые, в свою очередь, передали в дар музею немало мемориальных вещей семьи. В том числе, туфельки Анны Олениной, чьей миниатюрной ножкой Пушкин восхищался в своих стихах.
Ярким примером очевидной мифологизации предметов служит коллекция пушкинских меморий, подаренная музею в начале 1970-х А.А. Раменским, потомком известной династии тверских учителей. По легенде, пушкинские вещи собирались его семьей на протяжении нескольких десятков лет, начиная с середины XIX века. Каждый предмет коллекции, а их около двадцати, сопровождался своей историей, что отразилось в этикетках, с которыми вещи пришли в музей. На них можно прочитать: «Детская рубашка А.С. Пушкина и фарфоровая чашечка – подарок дяди Василия Львовича. Вещи находились во владении друга Пушкина Осиповой, а затем Беклешовой, у которой приобретены»; «Полотенце А.С. Пушкина работы няни его, Арины Родионовны. Подарок сына его Григория Александровича»; «Гусиное перо А.С. Пушкина, хранилось у А.П. Керн и подарено нашей семье ее дочерью в день похорон А.П. Керн»; «Дорожный подсвечник и игральные кости, приобретены у наследников Великопольского и Соболевского»; «Амулет Будды – подарок А.С. Пушкина семье Вревских. Подарены Вревскими нашей семье в 1863 году». Экспертиза уникальной коллекции, проводившаяся специалистами Государственного музея А.С. Пушкина, Исторического музея, Третьяковской галереи, Литературного музея, показала, что в ней представлены предметы как конца XVIII – начала XIX века, то есть хронологически не противоречащие легенде, так и конца XIX - начала XX века, что показывает на явную мифологизацию вещей. К последним относится, например, и фарфоровая чашка, и амулет Будды, и «пушкинская» ложечка с клеймом «1915».
Музей А.С. Пушкина в Москве не единственный, куда А.А. Раменский дарил экспонаты своего собрания. Подобными вещами располагают почти все пушкинские музеи, включая Пушкинский Дом. Как бы мы ни оценивали степень мемориальности этой коллекции, она обладает безусловной ценностью как явление культуры и как своеобразный памятник восприятия Пушкина. Автор коллекции составил из «меморий» своеобразную биографию поэта, начинавшуюся с его детских лет и заканчивавшуюся поминовением в Святогорском монастыре. Заключает выставку «Поэзия пушкинского мифа» представительная иконография Александра Сергеевича Пушкина – многочисленные изображения поэта, выполненные художниками и скульпторами конца XIX – начала XXI века. Большая часть представленных работ создавалась к пушкинским юбилеям, когда наиболее очевидно проявлялся свойственный тому или иному времени миф о Пушкине. «Чудо-ребенок, призванный прославить отечественную литературу», «романтический поэт-изгнанник», «невольник чести», «великий наш учитель», «национальный гений», «Участник нашей жизни, нашей культурной стройки», «провозвестник свободы», «заботливый муж красавицы Натальи Николаевны» – таков далеко не полный перечень образов поэта, доминировавших в ту или иную эпоху. Новое время создаст свой миф о Пушкине, потому что, как утверждают социологи, наше сознание мифологично, и другим оно быть не может.