ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА
В экспозиции выставки «Мир драгоценный» представлено более 60 произведений живописи и графики члена Союза художников России Константина Попкова, созданные, преимущественно, за последние пять лет. Имя этого художника сегодня достаточно хорошо известно не только в кругу профессионалов, но и среди широкой публики благодаря его участию в многочисленных выставках, среди которых много персональных. Работы художника разошлись по частным коллекциям, как у нас в стране, так и за рубежом : Финляндии, Германии, Франции, Италии.
Константин Попков родился 6 сентября в Саранске, в семье заслуженного художника России и народного художника Мордовии Валентина Алексеевича Попкова. После окончания художественной школы он поступил на художественно- оформительское отделение Саранского художественного училища, которое закончил в 1988 году.
В начале творческого пути Константин работает преимущественно в жанре натюрморта, обращаясь к технике акварели, гуаши: «Мир драгоценный», « Бабочки, луна и пустырник», «Цветы и шмель». Он густо «населяет» листы бабочками, птицами, цветами, увиденными крупным планом. Каждое изображенное растение, каждый предмет натюрморта осмыслены художником как некий микрокосм, проецирующий на себе весь огромный океан мироздания. Явственное ощущение натурного мотива, гармония колористического решения, тонкая, детализированная манера письма, особая искренность и доверительная интонация сообщали произведениям автора черты собственной манеры.
Стилистически творчество мастера принадлежит к русской реалистической школе живописи с ее обращенностью к Духовности, тонкой передачей колорита и света, богатством цветовой палитры. Мир природы, увиденный крупным планом; мастерская художника; храмы и монастыри Мордовии; пейзажи родного края – основные направления творческих поисков К. Попкова.
В конце 1990-х – начале 2000-х годов К.Попков обращается к жанру пейзажа, сюжетным композициям, применяя технику масляной живописи, используя акриловые краски. Проводя много времени в селе Тарханово Ичалковского района Мордовии, путешествуя по республике, он создает серию пейзажей родного края: « Рассвет на Алатыре», « На Мокше», « Новотроицк. Барский сад». Со временем работы художника приобретают эпический характер, замкнутость композиций сменяется открытым горизонтом, камерность уступает место более монументальному решению: « Просторы Старой Теризморги», « Золото осени».
Цветочные натюрморты остаются излюбленным жанром художника. Но в отличие от ранних работ, он пишет их не на нейтральном фоне, а в пленэре, наполняя холст светом, воздухом, радостью и очарованием летних дней, полнотой и счастьем бытия, вводя в композиции своих любимец-кошек, органично соединяя натюрморт с портретом, пейзажем ( «Июль в Тарханове», «Муся и ирисы», «Лилии в саду»).
Тема возвращения к Вере явственно зазвучала в работах мастера последних лет. В картинах «День памяти», «Вербное воскресенье», «Проповедь. (Портрет отца Александра)» художник выразил личное эмоциональное переживание церковной службы.
Общая эволюция живописи и графики художника идет от более напряженных построений – к ясности образного решения и более сдержанной конструктивности цветовой гаммы. Натюрморты, пейзажи, сюжетные композиции говорят о широте интересов и диапазона искусства художника. Последовательная верность природе, глубокое внимание к острым проблемам сегодняшнего дня , к теме духовности составляют основное содержание произведений Константина Попкова, и эти качества привлекают к ним зрителей.
Т.В.Елисеева