4 декабря 2009 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева состоялся реставрационный совет по приёму после капитальной реставрации картины Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны», огромного многофигурного полотна.
18 декабря состоялась презентация отреставрированного полотна и возвращение его в постоянную экспозицию музея "Шедевры коллекции".
Мы уже рассказывали о реставрационной работе, проводимой Кленовой Ольгой Юрьевной, ведущим художником-реставратором высшей категории Русского музея, и Татьяной Борисовной Серовой, художником-реставратором первой категории Русского музея, при активном участии Ирины Владимировны Абрамовой, реставратора Радищевского музея II категории. Сейчас восстановление картины завершено, и обновленное полотно Квадаля было представлено Реставрационному совету музея.
Реставрационный совет открыла Генеральный директор Радищевского музея Тамара Викторовна Гродскова. Основная мысль ее выступления сводилась к тому, что фактом возвращения, если не утраченного, то утрачиваемого шедевра, мы фактически совершили прорыв в реставрационной деятельности. Была высказана уверенность в том, что теперь Министерство культуры будет отпускать музеям больше финансовых средств на реставрацию и возвращение шедевров.
Далее Ольга Юрьевна Кленова последовательно продемонстрировала все процессы реставрационных работ. Все утраченные фрагменты картины были записаны и перезаписаны и демонстрировались публике в ультрафиолетовом освещении.
Собственно реставрационной работе предшествовала работа по очистке полотна от поздних наслоений, чужих поновлений. Она была очень длительной и кропотливой, так как из-за бесконечных дописок были утрачены целые фрагменты фигур, и реставраторам на основе композиции произведения и собственных знаний человеческой анатомии приходилось дописывать торсы, руки, ноги.
Из сказанного О. Ю. Кленовой было очевидно, что главная проблема современной реставрации – проблема краски. За два столетия ее химический состав менялся, и соответственно претерпевали изменения и попросту утрачивались оттенки цвета. Санкт-Петербургские реставраторы покупают краску в Финляндии – в ней много самых разнообразных цветов и оттенков. Для провинциальных музеев эта проблема остается пока не решенной.
Главный хранитель музея Наталья Васильевна Якунина поблагодарила питерских реставраторов, а также Ирину Абрамову за проделанную огромную работу. В заключении заседания были вручены благодарственные письма Главному хранителю Государственного Русского музея и реставраторам. Картину покрыли одним слоем лака. Через год реставраторы приедут, чтобы посмотреть, как держатся тонировки, а также, чтобы покрыть лаком окончательно, после чего работа займет достойное место в экспозиции Радищевского музея.
Надежда Гришина
Фоторепортаж события: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=884&id_header=118