Выставка представит вниманию строго зрителя множество графических и живописных работ М.Д. Езучевсого, в том числе вышедшие из-под кисти художника яркие портретные образы ученых разных эпох, людей, гонимых религией, несших в себе кардинально новую научную мысль и посвятивших свою жизнь этой, казалось бы, призрачной истине. Почти столетие хранились эти работы в фондах Дарвиновского музея и теперь, отряхнув пыль веков, готовы перед Вами предстать.
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Дмитриевича Езучевского, талантливого, но малоизвестного широкой публике художника, мастера исторического жанра и портрета, чья жизнь была насыщена потрясениями, тем не менее, не сумевшими сломить эту сильную творческую натуру.
Михаил Дмитриевич Езучевский (1879-1928) жил и творил на рубеже двух столетий. По образованию он был военным, а по призванию – художником.
Езучевский родился, когда заканчивался XIX век, «золотой век» русской культуры, а на подступах уже был век двадцатый. Хранителями духовной жизни этого переломного времени, именуемого «серебряный век», служили родовые дворянские «гнезда». Дом Езучевских в подмосковном Царицыно был сосредоточением такого духовного начала, облагодетельствовавшего Россию, не ведавшую о грядущих мученических страданиях и потрясениях. Об этом периоде жизни художника и о некоторых наиболее значимых для отечественной истории обитателях этого замечательного дома расскажут документы из семейного архива Езучевских, представленные на выставке «Этюды об истории науки». Это трогательные фотографии, бесценные документы и ранние графические работы художника (1900-1910-х годов): «Автопортрет. 1905. Пастель», «Цветы в вазе. Натюрморт. Акварель», «Лошадь водовоза. Уголь», «Тетрадь с пейзажами, выполненными в Крыму и Египте. Смешанная техника».
В 1920 году А.Ф. Котс, основатель Дарвиновского музея и тогда уже давний знакомый Михаила Дмитриевича, пригласит даровитого художника в созданный им музей эволюции. Художник проработает в Дарвиновском музее последние десять лет своей жизни. Это был период расцвета его творчества, та вершина, к которой он шел всю свою жизнь.
На выставке «Этюды об истории науки» будут экспонироваться картины из разных творческих циклов художника, большая часть их «увидит свет» впервые. Прежде всего это касается картин из цикла «Наука и религия». Десятилетия они хранились в запасниках ГДМ и впервые предстанут на суд зрителей. На них изображены известные всему миру выдающиеся ученые, каждый из которых положил на алтарь науки не только мощь своего таланта, но лучшие годы своей жизни, а порой и саму жизнь: Аристотель, Р.Бэкон, И.Кеплер, Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно, Ф.Бэкон, И.Ньютон, Г.В. Лейбниц, И.Кант, О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мендель, Ч.Дарвин. Все эти жертвы были принесены ради торжества научной истины. Католическая церковь до сих пор неохотно издает указы о реабилитации незаслуженно оскорбленных и погибших по ее вине людей, хотя со времени сожжения Джордано Бруно прошло уже четыре века.
На выставке будет также рассказано, как проявил себя М.Д. Езучевский после известных революционных потрясений, когда людям, потерявшим все и оставшимся на обломках «дворянской атлантиды», приходилось выживать и вписываться в новую жизнь, находя с большим трудом свое место в новой, «другой» стране. Как человек блестяще образованный, как истинный талант, он нашел и проявил себя на поприще культуры. Езучевский занялся сохранением культурных ценностей бывшей Российской Империи, а также иллюстративной и педагогической деятельностью. В этом разделе посетители узнают о том, что Езучевский в составе комиссии, вместе с известными русскими художниками В.М. Васнецовым и Б.М. Кустодиевым, принимал самое активное участие в разработке обмундирования для военнослужащих Красной Армии, в том числе знаменитой буденовки и не менее знаменитой красноармейской шинели. Документы и эскизы расскажут посетителю об этом неожиданном событии в жизни художника.