17 ноября 2009 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева начинает работу выставка "Что ни строчка-то картинка", иллюстрации юных художников, детской студии музея.
Выставка работает до 6 декабря 2009 года.
Музей имени А.Н. Радищева отмечает 210-ю годовщину дня рождения А.С. Пушкина выставкой книжных изданий с иллюстрациями к его произведениям. Участниками выставки стали и юные художники, воспитанники детской студии музея. Выставка знакомит с миром пушкинских образов, входящих в нашу жизнь с самого раннего детства в иллюстрациях к сказкам и повестям великого русского поэта.
Коллекция книг, представленная вниманию зрителей, небольшая, и все же она позволяет проследить этапы иллюстрирования пушкинских произведений на протяжении почти двух столетий. Известно, что при жизни Пушкина было напечатано всего 19 иллюстраций к его книгам, художественным оформлением которых занимались И. Ческий, А. Нотбек, А. Брюллов, Г. Гагарин, Ф. Толстой и многие другие художники. На выставке вы сможете увидеть одно из первых изданий «Бахчисарайского фонтана» с гравюрами С. Галактионова, вышедшее в 1826 г. в Санкт-Петербурге на немецком языке.
После смерти поэта, во второй половине XIX в., выпуск иллюстрированных изданий увеличился. Многие поколения художников стали постоянно обращаться к творчеству Пушкина. Большое количество иллюстраций было создано в связи с юбилейными датами. К 100-летию со дня рождения поэта, в 1899 г., московский издатель А.И. Мамонтов выпустил роскошное большеформатное издание поэмы «Руслан и Людмила» с иллюстрациями С.В. Малютина. Интересным для зрителей станет и юбилейное издание скоропечатни А. Левенсона - "Песнь о вещем Олеге" с богатыми орнаментальными виньетками, заставками, концовками, буквицами, исполненными в древнерусском стиле художником В. Васнецовым.
Много работали над иллюстрированием пушкинских произведений С. Соломко, А. Бенуа, Е. Самокиш-Судковская, И. Билибин. Их графические работы представлены в изданиях А.С. Суворина, Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, Общины Святой Евгении и многих других издательств начала XX века.
В 30-40-е годы XX века московско-ленинградское издательство «Academia» для иллюстрирования сказок Пушкина привлекало художников старинного российского иконописного центра – Палеха. Изданные в 1937 г. сказочные произведения поэта знакомят с работами лучших палехских мастеров – Д.Н. Буторина, И.И. Голикова, И.П. Вакурова.
Полны неисчерпаемого юмора и народной мудрости работы художников 50-60-х годов – акварельные рисунки А. Каневского и В. Милашевского к «Сказке о попе и о работнике его Балде», К. Кузнецова к «Сказке о царе Салтане», В. Конашевича к «Сказке о золотой рыбке». Герои «Маленьких трагедий» оживают в гравюрах К. В. Фаворского, А. Кравченко и силуэтах И. Рерберга. Рисунки Н. Кузьмина к «Евгению Онегину», талантливо исполненные графиком в 30-е годы, публиковались и в более поздних изданиях.
До настоящего времени интерес к творчеству А.С. Пушкина не угасает. Книги, написанные великим поэтом, переиздаются вновь и вновь, даря читателям радость встречи с любимыми героями пушкинских произведений.
Литературный язык Пушкина настолько выразителен и живописен, что иллюстраторы с легкостью создают художественные произведения созвучные по своему стилю и духу творениям великого русского поэта. Т. Маврина искусно вплетает сказочные образы пушкинских строк в свои акварельные рисунки, в буквальном смысле подтверждая высказывание художников Палеха: «У Пушкина – что ни строчка – то картинка».
Кроме книжных изданий, на выставке представлены работы юных художников, впервые обратившихся к иллюстрированию его произведений.
Молодое поколение XXI в. по-своему прочитывая бессмертные творения поэта, удивляют неожиданными и интересными решениями. Рассматривая живые и правдивые, немного смешные, яркие, веселые, очаровательные рисунки к сказкам А.С. Пушкина, попадаешь в сказочный мир, в «тридесятое царство», на родину всех сказок – «остров-Буян» и в таинственное «Лукоморье».
Дети иногда копируют пушкинских героев, нарисованных профессиональными иллюстраторами, но перед ними всегда открывается возможность раскрыть с помощью изобразительных средств собственные впечатления и фантазии. Насколько индивидуальны и оригинальны рисунки начинающих художников, судить Вам, зрителям.