О таких мастерах, как Борис Ефимович Калита, надо говорить громко и много.
Борис Ефимович - неутомимый искатель и создатель новых форм привычных и обыденных вещей - чайника, чашки, блюдца. «Под его руками они преображаются в невиданные конструкции, превращаются в маленькие города, в архитектурные ансамбли с башнями и куполами» – так писал о творчестве Калиты Н.В. Воронов в предисловии к каталогу его предыдущей (1994 г.) выставки в нашем музее.
Прошедшие почти двадцать лет подтвердили, что Борис Калита - один из немногих подлинных «формообразователей» в российском фарфоре ХХ века. Он к сервизам всегда подходит как к скульптуре. По своей углубленности, единству формы и материала, пространственным ощущениям, разнообразию композиционных ходов, стилей, ритмов, образов он не знает себе равных.
Отношение к искусству предшественников у Бориса Ефимовича уважительное и самостоятельное. Он многое взял от своего старшего товарища и друга Ю.Б. Ганрио. Но вместе с тем он нашел свой путь, более четкий и архитектурный стиль. Его вещи – не столько посуда, сколько пластика. Таково же отношение Калиты к традициям, - он никогда не пользуется цитатами. Глядя на его работы, мы вспоминаем фарфоровые опыты Малевича, Суетина, Фрих-Хара. Калита улавливает характер, дух традиции, а не конкретные формы. Он ценит и уважает мастеров 20-х, но не повторяет их опыты. Поэтому в его вещах всегда явственны признаки нашего времени, сегодняшних представления о красоте и стиле, которые основаны не на соответствии, а на контрасте, противопоставлении и кажущейся несовместимости, порождающих новую гармонию.
Будучи зрелым известным мастером, Калита сохраняет в себе стержень, заложенный его alma mater - МВХПУ им. С.Г. Строганова. Современные студенты тоже «сочиняют» 100 неповторимых носиков и ручек чайников. Борис Ефимович за свою долгую и плодотворную творческую карьеру не только нарисовал, но и изготовил в материале многие десятки своих, оригинальных и неповторимых, удобных, функциональных и технологичных носиков и ручек. Каждая деталь у Калиты имеет свой образ, характер, настроение, вытекает из общего строя сервиза. Многие работы уже стали классикой и изучаются будущими художниками-керамистами как эталон мастерства.
Борис Калита говорит о своем любимом материале и о своем творчестве: фарфор - материал более долговечный, чем человек, а "вещи есть отражение времени, их породившего". Всегда хотелось сделать вещи новые, не похожие на известные, поэтому пытался развивать традиции авангардного фарфора 20-х-30-х г.г., именно развивать - идти дальше, но не повторять.
Работы Бориса Ефимовича Калиты вышли далеко за пределы его мастерской. Они хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики в усадьбе "Кусково", Государственном историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим", в частных коллекциях России, Франции, Чехии, Германии, Чили и США.
Выставка открыта с 12 ноября по 14 декабря 2009.