Персональная выставка курганского художника Алексея Кочарина посвящена его 55-летию. В ее экспозицию, открывшуюся в Курганском областном художественном музее в конце октября, вошли избранные произведения живописи и графики, созданные за четверть века в искусстве. Среди них – произведения классические и экспериментальные, программные и этапные, популярные и известные лишь немногим.
Художественный язык произведений Алексея Кочарина выдает выпускника знаменитой «Мухи». Человек вообще и человеческое в нем прежде всего волнуют художника. Глядя на выразительно обобщенные в пластике, одетые в условные костюмы фигуры кочаринских персонажей, находишь, что это действительно так. От своей alma mater - ленинградской художественной школы - Алексей Кочарин унаследовал также такие характерные черты, как лаконизм композиции, сдержанное благородство цвета, техническое мастерство и акцентированный интерес к возможностям художественной формы.
«От многих знаний многая печаль», - / так утверждал творец «Экклезиаста». / Я не Творец, но почему так часто / мне жаль весь мир и человека жаль?» На одном их холстов художника девочка бережно, как драгоценную ношу, прижимает к себе большой голубой мяч, а, кажется, обнимает и держит в своих хрупких детских руках весь мир, всю землю... И эта щемяще печальная, но трогательная и светлая нота пронизывает всю выставку Алексея Кочарина.
Тема одиночества, бесприютности маленького человека в большом мире - одна из главных в творчестве этого живописца. Угрюмый фотограф с обезьянкой на скамейке городского сквера в композиции “Осеннее солнце”, обиженная старуха в композиции «Тоска желтая», несчастная отощавшая дворняга в “Портрете собаки”, очень напоминающая бедолагу - бездомного, каких, к сожалению, так много встречается в наши дни. Вообще, картины Алексея Кочарина о наших современниках трудно назвать жанровой живописью, как нельзя спутать поэзию и прозу. Они метафоричны и начисто лишены бытовизма. Таковы композиции «Белая корова», «Вечер», «Женщина у окна».
Живописец приглашает зрителя к негромкой доверительной беседе по душам, подобно той, какую ведут персонажи композиции «Разговор» - ангел и бес, мирно сидящие за одним столом при свете керосиновой лампы. Не так ли уживаются в одном человеке светлое и темное начала?
Художника волнует судьба детей в нашем безумном мире. Едва ли не самое большое количество кочаринских сюжетов посвящено теме детства. Они полны сочувствия, сострадания, добродушного юмора и романтики, горестного осознания несовершенства мира и восторга перед его красотой... Малыш в толпе равнодушных взрослых, увлекаемый за руку озабоченной, усталой матерью, замечает вдруг бабочку - редкую гостью в наших городах... Еще один маленький человек, как на чудо, смотрит на белую лилию в зарослях камыша. Хмурая недоверчивая девочка робко прижимает к себе бумажный самолетик, словно боясь отпустить его в небо, открыться миру. Пожалуй, самая любимая модель детских портретов Алексея Кочарина – внук Тимофей. На выставке его образ предстает несколько раз. А сам Тимофей удостоился чести показать свои рисунки рядом с работами деда. Эта маленький нюанс делает выставку Алексея Кочарина по-особому камерной, уютной, домашней. Лирического настроения добавляют пейзажи, в изрядном количестве представленные на сей раз в экспозиции.
Еще один значительный раздел экспозиции – театральные плакаты, созданные художником в конце 1980-х годов для Курганского областного театра кукол «Гулливер». Тема театра звучит также в ставших уже классикой композициях «Пьеро и Арлекин», «Улыбка принцессы», «Театральный романс». Алексей Кочарин всегда был одним из самых «звучащих» художников. Музыкальные образы сопровождают и эту персональную выставку. Среди них -«Ночь. Вивальди», «Хор. Реквием».
«Искусство, - по мудрому определению Модильяни, - послание от немногих имущих многим неимущим». Талантливый художник и педагог, Алексей Кочарин вот уже четверть века дарит миру свои поэтичные и светлые, порою драматичные, картины-притчи, картины-размышления и, конечно, своих учеников, вслед за учителем несущих в своем творчестве заповеданные свыше идеалы добра, любви и красоты.
Светлана Кулакова, куратор выставки, член АИС и СХ России.