12 ноября 2009 года в Доме-музее Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, открывается первая монографическая выставка Михаила Варфоломеевича Кузнецова «Михаил Кузнецов. Художник, потерянный временем», посвященная 131 годовщине со дня рождения Павла Варфоломеевича Кузнецова.
На выставке будут представлены около 60 живописных и графических работ Михаила Кузнецова, а также архивные материалы, большая часть которых предоставлена наследниками художника. Среди них пейзажи окрестностей Саратова, Подмосковья и Италии, рисунки военного времени и портреты близких.
Младший брат стал выдающимся художником.
Старший остался учителем рисования.
Полотна младшего хранятся в лучших музеях мира.
Картины и рисунки старшего с трудом удалось сохранить родственникам – детям и внукам. А рисунки многочисленных учеников, которые он всю жизнь хранил под кроватью, сгорели или потерялись в один из переездов семьи, как и большая часть его собственных работ.
Речь идет о Павле Варфоломеевиче и Михаиле Варфоломеевиче Кузнецовых.
Михаил Варфоломеевич родился в 1876 году, и был старшим ребенком в семье Кузнецовых. Вся семья была творчески одаренной. В доме, рядом с жилыми комнатами находилась мастерская отца. Здесь Павел и Михаил впервые соприкоснулись с живописью и выбрали её главным делом жизни.
Начинали свой творческий путь и Михаил, и Павел одинаково. С детства увлекались рисованием. Одновременно в 1891 году стали учениками В.В. Коновалова и Г. Баракки. В 1901 году, вслед за Павлом, Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были выдающиеся мастера – А.Е. Архипов, В.А. Серов, К.А. Коровин. В это время участвует в выставке «Алая роза», а также нескольких выставках в Москве и Петербурге, вместе П.С.Уткиным, К.С. Петровым – Водкиным, А.В. Лентуловым и др.
Михаил и Павел много работали в паре. Расписывали предел церкви Казанской Божьей Матери в Саратове, в компании Петра Уткина и Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Вместе работали над росписями дачи Жуковского в Кучук-Кое. В 1914 году Михаил помогал Павлу писать декорации к знаменитому спектаклю «Сакунтала» в театре Таирова. Последней совместной работой братьев стал альбом литографий «Народные пословицы и поговорки» в красках, подготовленный для Госиздата Москвы.
В 1918 году Михаил Варфоломеевич был направлен Московским отделом изобразительных искусств в Саратов, профессором в Свободные художественные мастерские. Для Михаила это были счастливые годы творчества среди земляков и единомышленников. Старший Кузнецов входил в число художников, которые проявляли заботу о Радищевском музее - занимались пополнением коллекции, улучшением экспозиции, хозяйственными нуждами. В это время он входил в состав секции изобразительных искусств при Совете народного образования Саратовского губернского исполкома (куда входил и Пётр Савич Уткин), был в составе экспертов Радищевского музея по охране памятников, в апреле 1920г. участвовал в IV выставке живописно-пластической культуры, в 1921- был заведующим лекционной и экскурсионной комиссией Радищевского музея.
После возвращения в Москву, Михаил Варфоломеевич, всю жизнь проработал в городских школах и гимназиях. Заботился о детях, потом внуках и многочисленных учениках. В Саратов приезжал очень редко, только переписывался с братом Виктором.
Михаил был человеком с незаурядными способностями к изобразительному искусству. В творчестве остался верен Чистяковско-Коноваловской реалистической школе.
Реализовать себя в искусстве полностью не смог, хотя литографии с ранних работ под псевдонимом Кузнецов-Волжский, помещались в журнале «Золотое Руно».
Есть его работы раннего периода в запасниках Радищевского музея. Одна из его работ 20-х годов обнаружилась в Пермской галерее. Третьяковская галерея, включила его в картотеку учеников В.А. Серова и К.А. Коровина. После Павла Варфоломеевича осталась его живопись.
После Михаила - многочисленное и талантливое потомство. Сын Павел стал архитектором, дочь Ольга - врачом, а внуки и правнуки - почти все художники: кто иллюстрирует книги, кто расписывает ткани, кто-то пытается снимать кино.