НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Я вся - тона жемчужной акварели» - выставка Александры Коноваловой.

c 31 октября по 29 ноября 2009Москва
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
На первой музейной экспозиции русской художницы начала XX века Александры Коноваловой выставлено около 100 акварельных и графических произведений 1900-х 1910-х гг., а также более поздняя серия её камчатских типов.

Я вся - тона жемчужной акварели,

Я бледный стебель ландыша лесного,

Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,

Я изморозь зари, мерцанье дна морского.

Максимилиан Волошин

Строки из стихотворения Максимилиана Волошина прекрасно характеризуют художественные пристрастия Александры Коноваловой, да и само время эпохи модерна. Темы многих акварелей художницы почерпнуты из увлечения всей русской интеллигенции «Волшебной сказкой», а также классической мифологией.

Из творческого наследия этой замечательной художницы до нас дошли, в основном, большинство акварелей 1900-1920 гг. и серия работ предвоенного времени. Их, от работы к работе, от короткой информации в периодике, ну, а теперь уже и от каталога к каталогу, от выставки к выставке, - галерея «Веллум» скрупулезно собирает уже на протяжении нескольких лет.

Александра Сергеевна Коновалова родилась в Москве в 1883 году. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда она поступила совсем юной, в 1899 году, Коновалова училась одновременно с создателями знаменитой «Голубой розы» – П.Уткиным, Н.Милиоти, Н.Сапуновым, П.Кузнецовым.

Акварели Коноваловой рубежа 1900–1910-х годов – отражение художественной жизни современной ей, тонкие цитаты эпохи русского модерна. Ученица Врубеля, Нивинского, Шехтеля, художница, исповедовавшая те же принципы, что и ее современники-символисты, погруженная в общую культурную среду с ними, также компилятивна к ним, как и они сами по отношению друг к другу: Как, скажем, Сапунов по отношению к Уткину: те же полутона, то же «сфумато», та же хрупкая музыкальность образов. Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки сменяются их жемчужной прозрачностью. К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, знакомых по Петрову-Водкину, к обобщению фигур. Позднее, уже в тридцатые, подвергнувшись «антиформалистической атаке» официоза, художница становится твердым реалистом, но тяга к мифотворчеству, любовь к сказочному и загадочному, и тогда не покидает ее. Коновалова, живя на Чукотке, куда ее выбросила страшная реальность сталинской эпохи, обращается к мистической традиции аборигенов. Просто изображая шаманов, она иллюстрирует сакральную жизнь Севера.

Ее глубокие знания русской и европейской мифологии, увлечение поэзией символистов, породило интригующе загадочные образы, будто приоткрытое окно в иной мир с присущими той эпохе аффективными, мифологическими изысками.

Директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова: «В символистских, мифологических акварелях Александры Коноваловой присутствует ощущение одновременности вчера и сейчас, реального и инфернального. Она погружает, с не меньшим мастерством, чем Милиоти или Борисов-Мусатов, в пространства неведомые, не насилуя сознание зрителя, а музыкально-легко увлекая в хоровод мистификаций. Это сродни детским ощущениям, когда слушаешь сказку: каждое новое слово усиливает интерес – что дальше, какая разгадка у таинственной истории? И уже нет сил не увлечься, не поддаться этому искушению, окутанному загадочностью».

В 1915 - 1917 гг. ее работы экспонировались на рождественских выставках общества художников «Свободное творчество». Здесь в полной мере московский зритель мог насладиться Коноваловскими интерпретациями «Волшебной сказки», синтезировавшие в себе русский народный колорит и европейский изобразительный язык.

Кажется, что художница точно идет по «голуборозовской» траектории. Ее акварели рубежа 1900–1910-х годов – эстетские, немного книжные, стилевые искания русского модерна. В 1920-е годы она создает произведения, обобщенная эстетика которых напоминает плакат. Сохранились карандашные разработки этого времени, с четкими указаниями цветовых решений, конструированием формы Но мифологизм в них не исчезает, а трансформируется.

Туманному мифу подобна и сама жизнь художницы, очертания которой расплываются в кровавой дымке. Ее биография приобретает неожиданный, трагический, в чем-то парадоксальный оборот. Если ее ранние произведения в стиле ар-нуво были лишены историзма, то по немногим уцелевшим работам второй половины жизни мы, напротив, пытаемся прочитать ее биографию. На рисунках и акварелях начала 1920-х годов – сестры милосердия, офицеры, корабли на фоне сопок. Белая армия? Тогда неудивительно, что в тридцатые художница оказалась на Камчатке. Было это для нее спасением или творческой командировкой? Вопросов больше, чем ответов. Внешне она становится реалистом, но даже в простых трудовых процессах видит миф и мистику. Корякские шаманы словно приходят в реальность из ее модернистских грез.

Известно, что мифология Серебряного века в превращенном виде поучаствовала в становлении советской мифологии. Видимо, не случайно и сама биография Александры Коноваловой приобрела мифическое измерение.

Персональную выставку живописи и графики

Александры Коноваловой предсавляют Государственный Литературный музей и Галерея "Веллум"

Выставка работает до 22 ноября 2009 года

www.museum.ru/N38201
Ваше мнение »»

»»Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Адрес:город Москва, Трубниковский пер., дом 17, стр.1
Проезд:Ст. м. "Смоленская", "Баррикадная"; тролл. Б, № 10, авт. № 64 до ост. "Дом Шаляпина"
Телефоны:(495) 695-46-18
сайт:goslitmuz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.05.2024  x    ?  


Бородинский музей ХХ век. Люди и годы

Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

На фронтовых магистралях. Изыскатели

Работа почты в годы Великой Отечественной войны

Фотовыставка «Битва за Москву. Первая Победа!» в аэропорту Внуково

Герои тыла. Выставка, посвященная советскому конструктору Борису Шавырину

О.В. Толстой. "Весна. Солнце в Клинах". Живопись, графика

«Знаменитый босяк: от фантика до комикса». Творческая встреча и презентация книги в Арсенале, Н. Новгород

Выставка «Судьба особого назначения» в Музее Г.К. Жукова

"Вернисаж Музея Победы"

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

Выставка «ZOV»

Фестиваль "Серебряный век" в филиале Российской государственной библиотеки для молодёжи

"Невидимы и свободны". Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х

Выставка «Дочери Репина» в Музее-усадьбе «Пенаты»

Евгений Аверин. Объекты инверсивной силы

Многогранный талант. П.Д. Бучкин и его современники

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Выставка "Великие и неделимые" к 100-летию художественного объединения "КуКрыНиксы"

В стране Изумрудного Будды

«Ювелирные музы» Анастасии Номар

Протоархив. Памятник современному состоянию. Сидур1924 / 2024. К 100-летию художника

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Александр Крылов. XX век - время и образ

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Группа "КУБ". Теплый Север

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Иван Тарасюк. Маленькая страна

"Цветы для Веры" в музее Кондратия Белова

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка работ Гавриила Лубнина на музейных площадках С.-Петербурга

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru