«Ассоциативный реализм» Владимира Колова.
Большим и искренним интересом у посетителей Курганского областного художественного музея пользовалась персональная выставка живописи Владимира Колова, которая недавно успешно завершила свою работу. Живописец на протяжении десятилетия представляет город Ханты-Мансийск, где стал профессором Института дизайна и прикладных искусств и возглавил окружное отделение Союза художников. Однако родом Владимир из Курганской области и связи с малой родиной никогда не терял, постоянно участвуя в различных выставочных проектах КОХМ.
В экспозиции его персональной выставки представлено около сорока произведений живописи 1991 - 2009 годов. Ретроспективный показ позволил проследить творческую эволюцию Колова-живописца, который уже в начале своей выставочной деятельности заявил о себе как художник со своеобразным образно-пластическим мышлением. При этом он вполне вписывался в реалистическую живописную традицию. На областных выставках в Кургане работы молодого куртамышского художника отличались непривычными чертами иной живописной школы. К тому же в них чувствовался добротный профессионализм. Среди бесспорных удач раннего периода – «ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ. ЮЛЯ» (1996), в котором угадывается родство с искусством Роберта Фалька, его поразительной одухотворенностью, растворенной, кажется, в самом материале живописи.
Поездка в Венгрию в августе 2004 года на Международный пленэр в Залаэгерсеге внесла ощутимые перемены в живописную систему Владимира Колова. Его манера становится все более условной: изображение постепенно распредмечивается, превращаясь в ритмическую игру цветовых пятен («ВЕНГЕРСКАЯ УЛОЧКА», «УЛОЧКА В КЕСТХЕЛИ»). Живописная поверхность его холстов словно пульсирует цветовыми контрастами и фактурностью мозаичных мазков, искрит неожиданными росчерками, что придает особую экспрессию произведениям этого художника. При явном абстрагировании от натуры живописец все же не теряет с ней связи, свой творческий метод он называет «ассоциативным реализмом».
Пряная экзотика южных красок (триптих «ВОСПОМИНАНИЕ О СОЧИ», «ОРАНЖЕВАЯ ЛОДКА») и нежная прохлада «северных писем» (триптих «БЕЛАЯ НОЧЬ») сменяют друг друга как на палитре Владимира Колова, так и в экспозиции его персональной выставки. Контрасты цвета и света при вечернем или ночном освещении становятся характерной чертой многих пейзажных композиций Владимира Колова. Импульсивность натуры живописца особенно заметна в работах, выполненных на эмоциональном выплеске, как правило, в горячей цветовой гамме («БАБЬЕ ЛЕТО», «НОЧНАЯ АЛЛЕЯ. СОЧИ», «МАКУШКА ЛЕТА»). В круг его любимых мотивов входят также необычные явления природы и космоса, выдающие душу романтика («НЕСУЩИЕ ДЕНЬ», «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ»). В ряде работ Владимира Колова чувствуется стремление выразить в метафорических образах свои представления о времени и человеческом бытие («ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ», «ЗАПОЗДАЛАЯ ПТИЦА»). Кроме того, на выставке были представлены композиции, в которых художник пытается осмыслить некоторые парадоксальные особенности русского характера. При этом он намеренно возвращается к жанровости с явным элементом социальной критики («МУЖСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ», «МУЖСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. ПЕСНЯ»).
Художник пребывает в постоянном поиске, он растет, меняется. Персональная выставка Владимира Колова подарила зрителям радость общения с современным искусством, в лучших своих образцах не утратившим подлинной живописной культуры и искренности человеческого чувства, а самому художнику дала мощный стимул положительной оценки земляками его творчества.
Светлана Кулакова, куратор выставки.