Министерство культуры РФ. Государственная Третьяковская галерея. Фонд «Общество поощрения художеств» Владимир Сычев РЕПОРТАЖ. РОССИЯ 1970-х
Эпохе СССР 1970-х посвящена персональная выставка специального гостя Биеннале Владимира Сычева (род. 1945) – фотографа и коллекционера, активного участника неофициальной художественной жизни того времени. Известный мастер фоторепортажа выразительно запечатлел облик страны эпохи «застоя», параллельно став «летописцем» нонконформизма.
Организованная совместно с фондом «Общество поощрения художеств» выставка включает около 100 черно-белых снимков из двух серий, широко известных на Западе: «Летопись неофициального искусства» и «Повседневная советская жизнь 1970-х».
В конце 1970-х, до эмиграции во Францию, Владимир Сычев тесно соприкасался с кругом нонконформистов. Московская квартира фотографа стала центром притяжения для художников андеграунда, в том числе из провинции: там проходили выставки «неразрешенного искусства» и встречи с коллекционерами. Сычев внимательно и регулярно фиксировал деятельность участников неподцензурного арт-процесса, подробно отснял такие исторические акции, как Бульдозерная и Измайловская выставки (1974). Так возникла «Летопись неофициального искусства»; репортажные кадры и портреты этой серии представлены на выставке («Москва. Выставка в Измайлово», 1974; «Москва. Леонид Соков и Сергей Есаян», 1978).
Уезжая из СССР, Владимир Сычев первым из советских фотографов сумел вывезти на Запад свой архив. Путь в зарубежные журналы и фотоагентства ему открыла серия «Повседневная советская жизнь 1970-х», в необычно большом для периодического издания объеме опубликованная журналом «Paris Match». Часть этих снимков в жанре “street photography”, запечатлевших быт простых людей в СССР эпохи «застоя», составила второй раздел выставки. В работах «Москва. Поцелуй (Любовь)» (1972) или «Москва. Под Ильичом» (1977) ощутимы традиции советской школы фоторепортажа и в то же время – влияние таких зарубежных мастеров, как Анри Картье-Брессон.
В дальнейшем снимки автора из СССР появлялись в крупнейших европейских изданиях, включая «Stern» и «Vogue». Обратить на себя внимание журнала, посвященного высокой моде, помогла поддержка именитого мэтра Хельмута Ньютона. Тем не менее, Владимир Сычев не изменил своему призванию – фоторепортажу, с годами завоевав признание в сфере политической журналистики. Сотрудничая с международным фотоагентством «Сипа-пресс» (Sipa Press), он постоянно находился в гуще французской общественной жизни. Съемка предвыборной кампании Жака Ширака принесла Сычеву известность на Западе.
Обширный и ценный фотоархив художественной жизни, собранный Владимиром Сычевым, до сих пор не был полно показан ни на выставках, ни в каком-либо специальном издании. Так что нынешнюю выставку можно назвать первой, объемно представляющей фотографа в Москве.
Работы Сычева периода эмиграции, в том числе запечатлевшие эпизоды артистической жизни Парижа 1980-х – начала 2000-х, вошли во вторую экспозицию двухчастного проекта «РЕПОРТАЖREPORTAGE» – «REPORTAGE. ФРАНЦИЯ. ВЛАДИМИР СЫЧЕВ», представленную в Галерее фонда «Общество поощрения художеств» (Вспольный переулок, 3).
Пресс-конференция – 22 сентября в 12.00
Вернисаж – 22 сентября в 17.00
Выставка открыта с 23 сентября
Третьяковская галерея на Крымском Валу, залы 13–14