Выставка посвящена 180-летию со дня выхода в свет поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Чтобы рассказать о давних событиях на достоверном языке, на выставке представлены историко-мемуарные документы (карты-планы, письма, воспоминания, дневниковые записи и пр.), портреты исторических лиц и современников Пушкина, фотодокументы, копии с картин, ксилографии Ф.Д. Константинова и графические работы Натальи Аксёновой, иллюстрирующих пушкинскую поэму и Полтавскую баталию.
Мысль Пушкина о русской истории определила название поэмы, указывая на великий народный подвиг, совершённый в Полтавской битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого». Основными источниками для Пушкина были «История Малой России» Д.Н.Бантыш-Каменского (1822), «Деяния Петра Великого» И.И.Голикова (1788 -1789), «Журнал, или подённая записка Петра Великого», изданный Щербатовым в 1770 г., «Военная история походов россиян в XVIII столетии» Д.П.Бутурлина (1820), исторические труды Вольтера «История Карла XII» и «История России при Петре Великом» и некоторые другие на русском и французском языках.
Поэма была начата Пушкиным 5 апреля 1828 г. и писалась далее отрывками, с большими перерывами. К концу сентября была написана большая часть первой песни; 3 октября закончена ее перебелка; к 9 октября перебелена вторая песнь; 16 закончена перебелка третьей песни. 27 октября написано «Посвящение». Поэма вышла в свет отдельной книгой в конце марта 1829 г. с предисловием.
«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин объединил несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу.
Первая тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр, а центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы.
Вторая тема «Полтавы» — тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа».
Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории. Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы (и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему произведению. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня», — писал Пушкин о «Полтаве» в статье «Опровержение на критики».
Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней. Он предпослал «Полтаве» в первом издании предисловие, где подчеркивал достоверность изображаемого, и сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении истории.
Хранитель музея-усадьбы "Петровское" к.ф.н. Л.В. Козмина