Выставку, которая открывается 19 июня в 11ч. в Архимандричьих палатах музея «Новый Иерусалим», несмотря на скромные размеры (два небольших зала) и преимущественно документальный характер, можно без преувеличения назвать исторической.
Она подводит итог огромному, полному драматизма периоду изучения и восстановления варварски разрушенного в годы войны архитектурного ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и знаменует начало нового и значительного этапа, связанного с созданием Благотворительного фонда по восстановлению этой прославленной обители.
Первый период начинается в 1942 году исследованием руин разрушенной святыни, которое проводила бригада Академпроекта под руководством знаменитого архитектора А.В. Щусева. Итогом этой работы стал эскизный проект восстановления ансамбля.
В 50-е годы реставрационными работами руководил легендарный П.Д. Барановский. Помимо прочего, он реконструировал в материале первоначальную колонну первого яруса ротонды собора, что позволяет нам представить, как выглядела эта уникальная часть храма при Патриархе Никоне.
В дальнейшем восстановление шло по проектам архитекторов треста «Мособлстройреставрация».
Особое место в истории восстановления памятника занимает многолетняя деятельность Василия Фроловича Нижегородова (1927-1995) на посту директора музея. Вклад этого замечательного человека и великого труженика в возрождение из руин Нового Иерусалима трудно переоценить.
В первом разделе выставки мы видим фотографии и живописные изображения ужасных разрушений, зафиксированных в первые послевоенные годы. Там же обращают на себя внимание большеформатные, выполненные с исключительным мастерством архитекторами А.М. Климановым и П.Д. Барановским акварели-реконструкции Воскресенского собора на XVII и XVIII век. Часто наши посетители спрашивают, достаточно ли у архитекторов оснований, чтобы представить памятник так, как он выглядел в далеком прошлом. Ведь письменные и изобразительные источники, как правило, скудны, а фотографии тогда, естественно, не было. Материалы выставки рассказывают, что изучение истории архитектурного сооружения – это не только кропотливая работа в архивах и библиотеках. Это также многолетние скрупулезные натурные исследования памятника, обмеры, зондажи, фотофиксации и другие процедуры, в чем-то схожие с тщательным медицинским обследованием пациента.
Предметное наполнение выставки – оригиналы, новоделы и гипсовые модели прославленных изразцов Воскресенского собора рассказывают об особой, сложной и уникальной отрасли реставрационной деятельности.
Хочется верить, что экспонаты этой выставки привлекут внимание не только специалистов, но и всех тех, кому небезразлична судьба выдающегося архитектурного памятника с героическим прошлым и, будем надеяться, великим будущим.