Выставка «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции», построенная на произведениях провинциальной городской художественной культуры XVIII - XX веков изначально - проект Ярославского художественного музея (Л.А.Битколова, И.Н.Кулешова, Л.Н.Макарова, Л.Л.Юрова). Он включал экспонаты многих музеев Ярославской области: Переславского, Угличского, Рыбинского -
http://www.museum.ru/N35806.
С успехом показанная в Переславде-Залесском, Рязани и Ярославле, теперь выставка переехала в Рыбинск. В стенах Рыбинского музея-заповедника она обрела новый облик: ярославские живописные полотна дополнены многочисленными произведениями рыбинской коллекции.
На выставке творчество самодеятельных провинциальных мастеров предстает в самых разнообразных проявлениях: портретная и историческая живопись, видовые пейзажи Ярославля и окрестностей, гравюры, народная икона, фарфор фабрики товарищества М.С.Кузнецова, изразцы завода В.А.Аксенова и авторские статуэтки Первомайского завода в Песочном, вышивка крестом и бисером, теремковые прялки, свадебные орленые пряничные доски и доски под пряники-разгони, цеховые знамена с их «вывесочными натюрмортами».
Наиболее значимая часть экспозиции – это купеческий портрет XIX века – ярославский и рыбинский. Богато представлены знаменитые супружеские портреты кисти известного живописца Николая Дмитриевича Мыльникова (1797-1842). На них представители гильдейских купеческих династий Астаповых и Соболевых. Уникален и групповой портрет купеческой семьи – трогателен в своей патриархальной торжественности предстояния перед зрителем всего родового гнезда от мала до велика (хранится в Ярославском музее-заповеднике). Среди рыбинских купеческих портретов выделяются «Портрет двух девочек» - юных дам, видимо, сестер или подруг. Обнявшиеся и взявшиеся за руки они проникнуты приятием к окружающему, дружелюбием. Самобытен портрет неизвестной купчихи в национальном костюме с вышитым на плечах новшеством того времени – паровозиком, спешащим по рельсам.
На традициях народного лубка и примитива выросло искусство московского художника-профессионала В.П.Пензина, воплощенное в серии из 6 гравюр «Свадьбы» - деревянная, жестяная…золотая (1987 г.). Облагорожен профессионализмом китчевый сюжет «Лежащая с котом» московской художницы А.Н.Власовой, где и в перестроечные 1990-е царит жизнелюбивое умиротворение. Идеально-нравоучительны жанры наших современников Германа Блинова и Виталия Мельникова – ярославских мастеров из плеяды художников-наивов. В произведениях с выставки все овеяно размышлениями о непреходящем: о себе и своем месте в этом мире, семейном укладе и преемстве поколений, идеалах и судьбах.
Куратор рыбинской версии выставки - Ирина Хохлова, которой помогали многие сотрудники музея, особенно Наталья Коновалова.