На выставке одного из самых именитых отечественных мастеров современного искусства представлены работы последних лет и новые произведения, созданные специально для показа в Архангельском.
Вячеслав Колейчук (р.1941) – художник, архитектор, теоретик искусства и педагог, лауреат Государственной премии. С 1993 г. мастер экспериментирует с оптическими эффектами, обусловленными взаимодействием блестящих поверхностей металла, системы гравированных линий и световых лучей: возникают похожие на мираж пространственные проекции предметов или геометрических фигур. Изобретенной технологии автор дал несколько определений: «стереография», «светостереография», «бликостереотектоника», наконец, с учетом фактора движения, «живая графика». С ее помощью мнимые, математические объекты преобразуются в трехмерную пространственную иллюзию («Стереокуб»). Художник по-своему продолжает «вечную» тему иллюзии, которая была не только средством искусства (например, для живописцев, стремившихся передать на плоскости объем или пространственную глубину), но и целью: так сложилась традиция «обмана зрения» («trompe l’oeil») как игры. От античности до излета модернизма ХХ века, используя законы оптического восприятия, мастера познавали и «приручали» различные его свойства. В «стереографии» Колейчука инструментом творчества является блеск материала, а образы сотканы из световых бликов. Его открытие начала 90-х явилось предтечей эстетики лазерной анимации и компьютерной графики, в наши дни широко вошедших в язык культуры через технологии виртуальной реальности и кинематографических спецэффектов. Индивидуальное, авторское начало работ В.Колейчука состоит в их нарочитой простоте, обнаженности технического приема, демонстрации визуального эффекта как творческого жеста.
Художник, принадлежащий к бунтарскому поколению «шестидесятников», испытал глубокое влияние русского конструктивизма, он является видным мастером экспериментального дизайна, одним из основателей кинетического искусства в России. Выпускник Московского архитектурного института (1966), В.Колейчук работал в ЦНИИ теории и истории архитектуры и ВНИИ технической эстетики, участвовал в оформлении павильонов СССР на международных выставках «Экспо» в Канаде и Японии (1967, 1975, 1985), создал ряд авангардных монументов. Одновременно уже с 1960-х гг. художник выставлял самоценные арт-объекты, входил в группы «Движение» и «Мир». В его трехмерных абстракциях обыграна особая выразительность движущихся, «самовозводящихся» и «мгновенно-жестких» конструкций, математическая логика «невозможных объектов» (таких как «Стоящая нить»). Футурологические фантазии строятся на синтезе техники с природой (проект «тотального театра» с элементами перформанса). С 1981 г. мастер включает в композиции звучание объектов, изобретает экзотические акустические инструменты («самонапряженные колокола» из полых металлических стержней, «овалоид», «пластинофон», «проволокофон»), участвует с ними в музыкальных фестивалях. В.Колейчук – автор реквизита и музыкальных инструментов фильма «Кин-Дза-Дза», сценографии и звукового оформления постановок театра «Сатирикон». В.Колейчук выполнил реконструкции работ А.Родченко, В.Татлина, К.Иогансона, Н.Габо, полностью – зала конструктивистов «Выставки ОБМОХУ» 1921 г. (Третьяковская галерея, 2006). Его теоретические изыскания опубликованы в книгах и десятках статей. Художник выставлялся более ста раз во многих странах мира, состоялось 20 его персональных выставок, работы хранятся в коллекциях крупнейших музеев.