18 июня 2009 года в 16.00 ч. в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации (Москва, Леонтьевский пер., д.7) состоится открытие выставки, посвященной русскому изразцу, его месту в современном мире. Впервые, в Москве так полно будет представлена коллекция, рассказывающая о таком важнейшем пласте русской культуры, как изразец, история которого уходит еще во времена домонгольской Руси.
Русское изразцовое искусство – одно из замечательных страниц народного искусства. Само слово «изразец» перекликается с другим словом – «образец». Именно так в старину назывались керамические украшения для облицовки фасадов храмов и дворцов, печей и парадных покоев. Для этого требовалось тысячи одинаковых плиток, поэтому слово «образец» со временем приобрело новый смысл – «модель», «лекало», по подобию которых создовались новые изделия. Так появилось название, которое прочно вошло в употребление – «изразец». Изразец – керамическая плитка из обожженной глины, на лицевой стороне которой располагаются рельеф или роспись, прозрачные поливы или глухие эмали. На Руси первые изразцы появились в XI веке, о чем свидетельствуют археологические находки в старинных русских городах – цветные плитки с орнаментальным узором и изображением мифологических животных. После монгольского нашествия изразец появился вновь уже в XV-XVI в.в. как терракотовые украшения храмов. Вслед за ними стали изготавливать изразцы с поливой (цветной глазурью). С созданием полихромных майоликовых изделий – появились ценинные изразцы, покрытие глухими стекловидными эмалями зеленого, коричневого, желтого, синего и белого цветов. В следующие сто лет изразцы перестали использоваться в убранстве фасадов и постепенно переместились внутрь построек, становясь элементами внутреннего интерьера. Они принимают новый европейский облик – поверхность пластины становится гладкой, ее покрывали белой эмалью, а затем наносили роспись. После обжига роспись вплавлялась в эмаль. Пластина приобретала прочность и звонкость. Однако копии с голландских изразцов или «кафлей» приобрели самобытный русский характер и были признаны шедеврами изразцового искусства. К концу XIX столетия изразец упрощается, а к ХХ в. производство его исчезает.
Восстановление древнерусского наследия – явление актуальное и необходимое. Несколько лет назад известный московский художник Вадим Сташкевич обратился к почти утерянной традиции русского изразцового искусства. Сташкевич известен на Западе, как художник, возрождающий русский авангард. Его выставки проходят с неизменным успехом в Швейцарии, Германии, Италии. Один из известнейших европейских коллекционеров и ведущих экспертов по современному искусству Гиль Зерматтен (г. Мартини, Швейцария), назвал работы Вадима Сташкевича «… лучшим продолжением русского авангарда». Работы В. Сташкевича находятся в частных коллекциях, посольствах и музеях Европы. Постоянная экспозиция представлена в Департаменте «SIМENS» в Москве. А в 2008 году Влад Сташкевич принял участие в международной выставке под патронажем ведущего архитектора и дизайнера Кристофа Ломбардо (г. Монтре, Швейцария), посвященной юбилею Фредди Меркьюри. Его работы были признаны одними из лучших.
Русский изразец - новый виток в постоянном творческом поиске этого художника. Коллекция его изразцов, выполненных и расписанных вручную в технике подглазурной эмали – это синтез образцов различных эпох, попытка найти звено, связующее людей во времени и пространстве, расшифровать архаичные символы. Например: изразцовый триптих «Золото старой Рязани» выполнен в технике 17 века, расписан изображениями 13 века г. Рязани, «Древоцветы и Грифоны Георгия» - работа выполнена по мотивам белокаменного зодчества 13 века. Таинственны и загадочны культовые и обереговые изображения 12 века Киевской Руси в работе «Киевские Вилы – Русалки», выполненные в технике 19 века Скопинской керамики или «Кирилловская мозаика» - свод символических изображений 12 века княжеских украшений и др. Его работы не имеют аналогов. Изображения для них были собраны, систематизированы и составлены в смысловые композиции на основании древних памятников, мифов, легенд, сказаний. Однако изюминку экспозиции, ее основу составит потрясающая ретроспектива русского изразца, начиная с XVI. Отдельно будет представлена история бело-синего изразца петровских времен. Уникальность выставки в том, что художник не только воссоздает по отдельным элементам старинные изразцы с изображением райских птиц, живой воды, одолень травы и др., но и создает новые сюжеты с использованием символов древнерусского каменного зодчества – львы, переплуты, грифоны, используя также стилистику княжеских украшений.
Мы постарались охватить все грани творчества Вадима Сташкевича. На выставке можно будет познакомиться и самыми известными живописными полотнами художника, получившими мировое признание. На открытии пройдет дефиле коллекции одежды В. Сташкевича «Новая фреска», которая получила признание ведущих российских модельеров на показе высокой моды «Этно Эрато». Саундтрек к показу, как и ко многим проектам В. Сташкевича, написал Найк Борзов. Поражает невероятная картина «Дочь шамана», выполненная на керамической плитке и посвященная древней алтайской принцессе. Археологические раскопки на плато Укок относят ее к эпохе матриархата. Местными жителями она почитается святыней и божеством.
На нашей выставке можно будет попытаться постигнуть тайны древнерусских символов, которые и по сей день сопровождают нас в повседневной жизни.
На открытии будет представлен мастер-класс по росписи изразцов, а также авангардная роспись с элементами боди арта.