Творчество Дмитрия Соколенко можно определить как концептуальную фотографию, в рамках которой он выработал оригинальный художественный прием.
Внешне его работы кажутся продолжением традиции Кандинского. Соколенко также работает с простыми формами, точкой и линией на плоскости, используя ограниченное количество визуальных средств. Однако глубинные принципы отличаются кардинально. Сам автор характеризует свою творческую позиция как «читатель», подчеркивая важность словесной составляющей. Название работы (вербальный текст, определяющий концепцию и задающий рамки ее прочтения) и изображение (текст визуальный, ее иллюстрирующий) выступают как две части, получающие значение только в единстве. Между заглавием и картинкой возникают сложные смысловые отношения, порождающие новое сообщение более высокого уровня.
Заданная концепцией задача могла бы быть решена при использовании различных техник (живопись, инсталляция и т.д.) Но используя для создания художественного высказывания средств фотографии придает концептуальной задаче новое качество. Возникает эффект охоты на объект, встреча с ним становится непредсказуемой, и поиски конкретного графического материала занимают определенное время. Выбор носит случайный и субъективный характер, при котором включаются иррациональные механизмы вдохновения. Изображение, заданное темой и концепцией, необходимо встретить, и, главное, опознать. Универсальные формы, которые увидит зритель, изначально могут быть фотографией фрагмента рекламного щита, снятого на любительский фотоаппарат, рисунком на обувной коробке, зафиксированном на специальном научном оборудовании, или изображением, сканированным с пачки сигарет, – в любом случае, для зрителя происхождение изображения остается неизвестным.
Движение художника к собственному творческому методу началось с перехода от классической фотографии к использованию макросъемки, обусловленному профессиональной причастностью автора к микробиологии. После опытов по съемке микроорганизмов автор вышел на концептуальный путь, фотографируя рисунок на крыльях бабочек, пойманных великим русским и американским писателем Владимиром Набоковым – серия «Код Набокова», сделанная специально для Музея-квартиры писателя. Наконец прием оформился, и последовал ряд образов, представляющих современную массовую культуру через ее персоналии, - в этом ряду увиденный в символе белого рояля Джон Леннон, гламурный розовый всплеск Пэрис Хилтон и футболист Зидан, которому была посвящена целая серия «ZIZOU» (2006). В работах последних лет автор обращается к более высокому уровню обобщению. В недавно законченном проекте «LETOV» (2008) художник раскрывает самосознание собственного поколения через рок-музыку. Текстуальная составляющей знака получает здесь новое развитие – названиями работ стали строки из песен панк-рока, каждая из цитат кроме собственного смысла привлекает общий контекст песни, зачастую отличный, апеллируя к воспоминаниям о юности и рассуждения социального развития посредством двойной кодировки.
Особое место в творчестве Соколенко занимает проект «XIX» (2007), посвященный пониманию путей развития русской литературы. Уже ставшие хрестоматийными произведения классической русской литературы XIX века («Война и мир», «Преступление и наказание» и др.), поставленные в хронологическом порядке дают, названия 12 работам, составляющим цикл. Обращение к этим важнейшим произведениям актуализирует болевые точки, ставшие ключевыми для русской ментальности. Человек и общество, смена поколений, взаимоотношения между Россией и Европой, загадочная русская душа и государственная неустроенность, разум и безумие… Изображение, открывающее серию, - шар, который не может вписаться в квадратные ячейки унифицирующей сети. Этот образ соответствует мятущемуся герою из пьесы «Горе от ума» Александра Грибоедова, русского дипломата убитого в Тегеране. Первая картина перекликается с последней, вдохновленной повестью Чехова о сумасшедшем доме. Начало и конец цикла замыкаются, создавая эффект смыслового круговращения - подобного тому, которое описывают стрелки на циферблате.
Артем Магалашвили арт-критик, кандидат филологических наук