(Большой и малый выставочные залы)
«Бес попутал в укладке рыться…» («Pro domo mea»)
Живопись, графика, рукописи, театральный костюм, куклы из фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и музеев Санкт-Петербурга
Материалы из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Государственного Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, музея Александринского театра, музея Театра марионеток им. Е. Деммени. Куратор Аркадий Ипполитов. Дизайн экспозиции Павел Гершензон
Выставка, названная строкой из «Поэмы без Героя», посвящена сразу двум юбилеям: 120-летию со дня рождения поэта и двадцатилетию существования музея.
В многогранном литературном наследии Анны Ахматовой «Поэма без Героя» занимает центральное место, концентрируя в себе весь предыдущий опыт ее поэтической жизни и определяя уникальное положение ее поэзии в русской литературе. Анна Ахматова – единственное живое напоминание о великолепии и богатстве духовной жизни петербургского Серебряного века в сумрачное время «развитого социализма». Для Иосифа Бродского и молодых петербургских поэтов (да и не только для них – для всей интеллигенции) величественная фигура Ахматовой придавала смысл существованию в городе, где «вдоль реки стояли великолепные дворцы с такими изысканно-прекрасными фасадами, что если мальчик стоял на правом берегу, левый выглядел как отпечаток гигантского моллюска, именуемого цивилизацией, которая перестала существовать» (И. Бродский «Меньше единицы»).
Герои Серебряного века продолжали жить в поэзии Анны Ахматовой, доказывая, что цивилизация не умерла, но еще существует. Поэма Анны Ахматовой не воспоминание, не увлекательный мемуар о том, что прошло невозвратно. В «Поэме без Героя» воскрес беспорядочный маскарад начала века, без которого культура Петербурга немыслима. В убогой действительности Советского Союза это казалось безумным призраком свободы, той свободы, которой не хватало настоящему искусству.
Фонтанный Дом, квартира Ахматовой – это именно то место, куда явилась к ней пестрая толпа «Поэмы без Героя». Поэтому задачей выставки, посвященной двойному юбилею в Фонтанном Доме, стало визуальное воплощение видения поэта.
Выставка делится на две части: в первом зале зрителя встречают персонажи маскарада, явившиеся на святочный бал в Шереметевский дворец посреди заснеженного, заброшенного города. Театральные рисунки Головина, Калмакова, Судейкина как бы запечатлели всех этих «новогодних сорванцов», о которых говорится в поэме. Параллельно им представлены фотографии и портреты реальных прототипов героев «Поэмы», куклы, созданные Ольгой Глебовой-Судейкиной, которой, в сущности, поэма посвящена, костюм, в котором она танцевала свою Коломбину, костюм из «Маскарада» в постановке Вс. Мейерхольда, почти дословно соответствующий образу Поэта в поэме, который «размалеван пестро и грубо, полосатой наряжен верстой», и многие другие реалии и раритеты, связанные с образным строем поэмы. Ключом к этому балу, устроенному в выставочном зале музея является флорентийский сундук XVIII века, принадлежавший Ахматовой, из которого символически выходят Арлекин и Коломбина, прелестные старинные куклы-марионетки, предоставленные на выставку музеем кукольного театра Деммини. Эта небольшая инсталляция – дословное прочтение слов «бес попутал в укладке рыться», которые Анна Ахматова сама считала ключом к «Поэме».
Вторая часть экспозиции – «реальность», окружавшая поэта. Вокруг портрета А.А. Ахматовой работы К. Петрова-Водкина (из собрания Русского музея), изображающего ее именно как Поэта с большой буквы, того поэта, который и является главным героем «Поэмы без Героя», расстилается заснеженный и опустошенный Петербург–Петроград, застывший на графических листах художника Ивана Ваулина. Тот Петербург, по которому и пронеслась толпа ряженых из тринадцатого года, чтобы явиться в новогодний вечер автору.